Игра идет — игре дорогу

Около 6 000 зрителей наблюдали за противостоянием лучших команд мира вживую, еще три миллиона смотрели игры на онлайн-трансляциях. Что такое киберспорт, как прошел турнир и почему это может быть интересно расскажет Павел Алексеев.

Уже не просто игры

Киберспорт стремительно развивается. То, что когда-то было интересно лишь небольшой кучке фанатов, сегодня собирает стадионы и заставляет огромное количество людей сесть у экрана, наблюдая за игрой любимой команды. Темпы роста этой индустрии поражают: призовой фонд последнего турнира The International по Dota 2 был равен почти $18,5млн ($1,6млн. в 2012). А Чемпионат мира по игре League of legends по официальным данным смотрело более 36 млн. человек онлайн и 60 000 на стадионе.

[Чемпионат по League of legends в Mercedes-Benz Arena Berlin]

Интерес к киберспорту можно легко обосновать по трем критериям:

Вовлеченность.

Большинство фанатов — игроки: наблюдение за профессионалами позволяет им улучшить свои навыки. Дота — демократичная игра, ее система рейтингов очень прозрачна. Если уровень игры фаната достаточно высок, он может встретить в своих играх кумиров, при этом не выходя из дома.

Зрелищность.

То, что невозможно реализовать в реальном мире, с легкостью умещается в формат виртуальных сражений. Игры вроде Dota 2 часто называют смесью футбола и шахмат, стратегические решения и активные действия — все сопровождается большим количеством красивых спец-эффектов. Каждое принятое игроком решение отображается на экране и в зале, реализовать такое в обычном спорте просто невозможно.

Социальная составляющая.

Фанатская база в киберспорте невероятно дружелюбна. Здесь невозможно найти враждующие группировки или агрессивно настроенных болельщиков. На соседних местах могут сидеть люди, болеющие за противостоящие друг другу команды, при этом никаких конфликтов не  возникает.

Киберспортивных дисциплин много, но на просторах СНГ самая популярная — Dota 2: игра, отлично реализующая правило “Легко научиться, сложно стать мастером”. Правила просты - есть две команды по пять человек, перед началом игры капитаны поочередно выбирают пять героев, которыми их команда хочет играть и пять, видеть которых не желает. После чего все начинается.

[Стадия выбора на одной из карт грандфиналла Epicenter]

Турнир, прошедший в Москве, примечателен тем, что он стал крупнейшим независимым киберспортивным событием не только в России, но и в мире.

В ЭПИЦЕНТРе событий

Осенью 2015 года Компания USM Holdings, принадлежащая Алишеру Усманову, объявила о намерении инвестировать в Virtus.pro, одну из известнейших киберспортивных организаций в России около $100 млн. После этого заявления стало ясно: киберспорт в России востребован. Проведение грандиозного турнира у нас было делом времени.

Первые новости об Epicenter появились за несколько месяцев до начала продажи билетов, тогда многие были скептически настроены по отношению к этому проекту. Однако когда был объявлен призовой фонд и место проведения, все застыли в ожидании.

День первый: открытие

Турнир встречал посетителей просторным холлом с множеством тематических фигур, высота которых доходила до пяти метров, на каждом шагу можно было встретить какой-либо развлекательный стенд или пробегающих мимо косплееров. Зрители, отстояв сравнительно небольшую очередь, проникали внутрь и вливались в толпы таких же восторженных фанатов.

[Любимец игроков Pudge ждет открытия зала]

С самого начала зрители готовились к незабываемому шоу. На LAN финалы приехали десять лучших команд мира, борьба обещала быть жаркой. Ведь уже в первом матче столкнулись титаны профессиональной Dota-сцены: европейцы OG и китайцы Newbee.

За полчаса до начала игр посетители собрались в зале, ожидая торжественную церемонию открытия, и недоуменно крутили в руках странные браслеты, выданные на входе.

Музыка утихла, огни погасли и на гигантские экраны сцены начал проецироваться вступительный синематик, сопровождавшийся аудиовизуальным представлением команд.

[Открытие]

Браслеты оказались оснащены светодиодами и приемниками — светотехники за сценой могли запускать в зал россыпь огней, еще сильнее погружая людей в атмосферу происходящего. Каждая схватка в игре, скандирование названий команд — все сопровождалось мерцанием тысяч маленьких лампочек.

В напряженной борьбе OG открыли счет и даже успешная игра на второй карте не помогла Newbee перевернуть ход противостояния. Итоговый счет 2-1

Красивое и интересное сражение было омрачено лишь небольшими проблемами со звуком, однако все было оперативно исправлено и зрители смогли наслаждаться зрелищной дотой.

После короткой паузы занятой командой профессиональных аналитиков на сцену вышли следующие претенденты: немцы из Liquid и американцы EG.

Если во время первой игры зрители еще только разогревались, вторая карта показала как настоящие фанаты киберспорта умеют болеть. Шум, гул, топот и хлопки — ощущения в зале можно было сравнивать с присутствием на футбольном стадионе или хоккейной арене. Команды, видя столь сильную поддержку, выкладывались на максимум. В итоге Liquid одержали уверенную победу, закончив противостояние 2-0.

Игровой день подошел к концу, когда на улице было уже темно. Изумленные зрелищем игроки, бурно обсуждая увиденное разъехались по домам, чтобы на следующий день вновь приехать в Крокус Сити Холл.

День второй и третий: отбор

В зал с раннего утра стекался народ. До начала первого матча оставалось достаточно времени, что бы изучить все представленные на турнире стенды. Кроме колонн, выполненных в антураже игры, по залу были раскиданы интерактивные объекты и конкурсные площадки. Здесь можно было поиграть в забавную мини-игру, использующую акселерометр телефона, покататься на аттракционе Exogames или поговорить с одним из персонажей доты.

[Аттракцион вращался на 360’ и позволял посоревноваться в формате 2х2]

Вокруг стенда Asus, партнеров турнира, все время раздавали подарки и  проводили множество конкурсов на силу, ловкость и интеллект (три атрибута героев доты). А на стенде FragStore продавались эксклюзивные вещи с символикой игры и турнира.

Людей становилось больше: оставшиеся от предпродажи билеты раскупили до начала второго дня.

Игры были не менее жаркими, чем в первый день. По итогу второго дня турнира европейские Team secret и русские Virtus.pro выбыли из турнира заняв 7-8 места,

На следующий день нас покинули два американских коллектива compLexity Gaming и Evil Geniuses, а так же любимчики публики — шведы Alliance.

В фавориты выбились немцы Liquid, прошедшие в грандфинал по верхней сетке турнирной таблицы.

Все команды показали достойный уровень игры. Неравных противостояний практически не было.

Между играми в холле выстраивались очереди за автографами. Пришедшие посмотреть на Epicenter вживую не упускали возможности получить памятные трофеи.

[Очереди за автографами к шведам из Alliance]

Косплееры тоже оживились: на третий день турнира в перерыве между играми у них намечался конкурс с призовым фондом $5000. Потому довольные своими нарядами они ходили по холлу, позволяя всем желающим сфотографироваться с любимыми персонажами.

Конкурс костюмов, прошедший в середине третьего дня, станет доброй традицией будущих эпицетров. Побывав на множестве мероприятий с подобными состязаниями, могу утвержадть, что качество исполнения костюмов и степень вхождения в образ участников были просто невероятными. Каждый из десятки финалистов заслуживал первого места.

Развлекали зрителей и комментаторы, то и дело выходившие в зал и общавшиеся с публикой напрямую.

[Виталий “v1lat” Волочай в зале]

День четвертый: финал.

Начало четвертого дня ознаменовалось еще одним важным для геймеров событием: в Крокусе состоялся специальный показ промо-материалов по выходящему скоро фильму Warcraft - вместе с эксклюзивными материалами к публике приехали звёзды Голливуда: Роберт Казински, который сыграл орка Оргрима Молота Рока, и режиссёр фильма Дункан Джонс.

[Звезды приехали в тематической одежде “орды” и “альянса”]

Зрители в зале смогли послушать приглашенных звезд, а шесть счастливчиков выиграли полностью оплаченные билеты в Лондон на премьеру фильма.

Но, конечно, собравшиеся ждали финала нижней турнирной сетки. За право бороться в грандфинале эпицентра сошлись Newbee и OG. Символично, что команды, открывшие турнир, встретились еще раз в последний день.

OG, переигравшие своего соперника в первый день, уверенно забрали первую карту, но собравшаяся с силами команда из Китая сравняла счет, а затем и вовсе победила в серии 2-1.

OG заняли третье место, а их соперники отправились готовиться к решающему сражению за звание первого чемпиона эпицентра.

[Во время игры команды находятся в звуконепроницаемых кабинках. Шум и подсказки из зала не могут отвлечь их]

Команде из Китая дали час на отдых после игры, зал к началу грандфинала был полон. Выход коллективов сопровождался бурными овациями и множеством плакатов нарисованных фанатами.

С одной из сторон выступали китайцы NewBee — на их счету самая долгая серия побед (29 подряд). В составе они имеют сильных индивидуально игроков, подкрепляя этопостоянством состава.

Их противниками стали Liquid — команда, собранная одним из чемпионов крупнейшего турнира The International, не меняющая состав очень длительное время. Немцы с самого начала были фаворитами. Недавние изменения, введенные в игру, сыграли ребятам на руку.

Зал разделился пополам — нельзя было сказать, кому отдают предпочтение зрители.

[Весь зал сосредоточенно следит за игрой]

 Противостояние в финале проходило в формате Best of 5, до трех побед. Игры были невероятно зрелищными: перевороты, командные сражения, грамотные стратегии и контр-выпады. По завершению четырех карт счет: 2-2.

Всего одна победа отделяла команды от титула чемпиона и внушительных призовых.

Команда NewBee пошла ва-банк, выбрав неожиданную стратегию, однако разогнавшиеся Liquid смогли сдержать раннюю агрессию противника и заслуженно завоевали кубок.

Несмотря на высокие результаты показанные Liquid за последний год - это первый турнир на котором они смогли завоевать чемпионский титул. Однозначно немцы становятся одним из фаворитов предстоящего турнира manila major, организуемого разработчиком игры.

1 место – Team Liquid – $250,000

2 место – NewBee – $100,000

3 место – OG – $60,000

4 место – compLexity Gaming – $30,000

5-6 место – Alliance/Evil Geniuses – $20,000

7-8 место – Team Secret/Virtus.Pro – $10,000

Организаторы уже объявили о втором Epicenter, который пройдет в Москве осенью этого года.

7 июня 2016