Обложка статьи

Работать в творческом коллективе

Есть такая работа – творчество. Кому-то сразу представляется роман «99 франков»: бесконечные съемки рекламы где-нибудь на островах в объятиях манекенщиц с пина коладой в руках. А кому-то – «Дьявол носит Prada» с поездками в Париж, красивыми платьями и бешеным Нью-Йоркским ритмом жизни.

Все ли так сладко? Конечно не все, и не сладко, и не совсем так.

Работа в творческом коллективе – это тяжелый труд. И тому несколько причин: универсам, одеяло, корона и гремучая смесь.

Работа во многих современных универсамах ведется в режиме 24 на 7. Правда, посменно. В творческом коллективе смен нет, и вы должны быть доступны всегда и везде. Никому не интересно, почему вы не пришли на съемку, не провели эфир или не сдали текст. Уважительных причин нет. Отпуск, кстати, тоже неуважительная причина. Выходные – тем более. А если вы спали ночью, и не увидели важного сообщения – ваши проблемы. И решать их только вам.  

Далее у нас одеяло, невидимое, но очень ощутимое. И каждый пытается перетянуть его на себя, аргументируя тем, что лучше него/нее никто из здесь присутствующих не сделает. Естественно, ухвативший больше одеяла, считает, что ему позволительны слабости, зато всем остальным – нет. Под одеялом можно немного обнаглеть, но ненадолго. Всегда нужно держать в руке уголок ткани, потому что одеяло вот-вот отберут: незаменимых людей нет.

Зато есть корона со всеми почестями, разумеется. От одеяла отличается тем, что она выдается. И не народной властью (у нас тут творчество, а не демократия). Кстати, главный тот, у кого «банк», ну или в простонародье – деньги. Бывают хорошие, отзывчивые, понимающие короли, а бывают не очень. Но справедливость рано или поздно восторжествует. Потому что короля делает свита, как ни крути.  

К слову, о свите. Точнее, о гремучей смеси. Важный человек любого коллектива – здравый смысл. А у людей творческих его, зачастую, не хватает. Здравый смысл выступает мозгом проекта. На нем все: логистика, грамотно розданные пинки, адекватное техническое задание, контроль времени. Он пытается навести порядок в творческом хаосе. И закрепить это хоть какой-нибудь системой. Иногда выходит очень хорошо, иногда не выходит.

Но не одним здравым смыслом гремучая смесь полнится. Есть еще – генератор. Он подкидывает работенку всем и каждому. Из-за него все и собираются. Он сгенерировал идею, а все разгребают. Не обходится без драк, обид и прочего. Одеяло-то никто не отменял. Генератор мыслит широко, но не глубоко. Для него нет понятия сверхзадача, рентабельность, исполнительность. Есть идея – надо сделать. Как? Ну вы тут сами разберитесь как. Такой человек не гарант, но мыслит гениально. За этого его и ценят. Но не всегда любят.

Есть человек – трудяга. Чаще всего он не участвует в общей полемике. Ему это ненужно. Он считает, что обсуждение проектов – бесполезная вещь. Он действует строго по регламенту. Точно выполняет техническое задание. Всегда отвечает на вопросы гуманитариев из серии: «Как этим пользоваться?».

Еще есть человек-лень. Он упрощает задачи. Максимально для всех и каждого. Он как бы сам себе сострадает, но и другим тоже. Он не перекладывает свою работу – он ее минимизирует. Контролирует расход человеческих ресурсов. Взвешивает, всегда знает – стоит ли овчинка выделки.

В смеси есть еще много компонентов. Бывает взаимодополняемых, а бывает, трудно совместимых. От того она и гремучая, от того и требует бережного обращения.

Важно не забывать, творческий коллектив – бедный коллектив. Не смешивайте творчество и зарабатывание денег. Коммерция требует максимально строгих ограничений в полномочиях каждого члена команды. Вся деятельность направлена не на воплощение идейного замысла, а на получение прибыли. Показатель эффективности только один – деньги. Это разумно, но не «по-творчески». Истинные творческие коллективы обречены на бедность.

Так вы все еще хотите работать в творческом коллективе?

22 ноября 2016

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Профессионалы перевоплощений: актер дубляжа
Об особенностях процесса озвучивания корреспонденту журнала NewTone рассказывает актер театра, кино и дубляжа, радиоведущий Михаил Черняк
Обложка статьи
Профессионалы перевоплощений: актер дубляжа
Об особенностях процесса озвучивания корреспонденту журнала NewTone рассказывает актер театра, кино и дубляжа, радиоведущий Михаил Черняк