Обложка статьи

«Лишь слышно — „город-сад“…»

Красный шум

Постановка: Арт-лаборатория «Вокруг да около» совместно с фестивалем «Точка доступа»
Авторы проекта: Евгения Мякишева, Дарья Бреслер, Надя Горохова, Владислава Миловская, Лейла Алиева, Дмитрий Бреслер

Создатели проекта определяют жанр постановки как променад-аудиоперформанс. Зрителей снабжают наушниками и начинается экскурсия. Маршрут проходит по окрестностям Нарвской заставы: от Парка им. 9 января до Екатерингофа, минуя Балтийскую и Тракторную улицы.

Застройка рабочего района за Нарвской заставой велась преимущественно в 1930-е годы и была фактическим воплощением социальной утопии коммунистического строительства. Признанные шедевры конструктивизма, такие как кинотеатр «Прогресс» и школа им. 10-летия Октября, создают идеальное пространство для спектакля в рабочем квартале.

Всю дорогу зрителей сопровождают звукорежиссер и несколько модераторов, которые показывают условными жестами направление движения или предлагают сделать остановку.

«Красный шум» составляют фрагменты аудиозаписей, иногда накладывающиеся одна на другую, и зачитываемые в микрофон участниками спектакля тексты, порой переходящие в полифонию голосов разного тембра, механических шумов и гула улиц.

В основу постановки лег неопубликованный текст Константина Вагинова «Семечки (Зерна)» — записной книжки, которую поэт вел в 1932-1933-х годах, собирая материал для хроники рабочего движения. Красной нитью повествования становится история портнихи из сборника материалов «Четыре поколения (Нарвская застава)» — коллективной работы Сергея Спасского, Антона Ульянского, Николая Чуковского и Константина Вагинова, вышедшей в печати в 1933 году. Именно с дореволюционной истории маленькой девочки из рабочего района, которую отдали учиться в портнихи, начинается прогулка от Парка им. 9 января, названного в честь событий 1905 года, вошедших в историю под названием «Кровавое воскресенье».

Как и Вагинов, записывающий обрывки случайных фраз, арт-лаборатория «Вокруг да около» решила стать собирателем материала о современных жителях района Нарвской заставы. Так, расширяя текст Вагинова, «Красный шум» вобрал в себя рассказы местных обитателей о постройках, монументах, собственной жизни и снах. Выдержки из «Семечек» прочли люди, встреченные авторами в процессе подготовки проекта на маршруте, — студенты Петровского колледжа, дети, пенсионеры и даже бездомные.

Временами променад прерывался загадочными действиями модераторов. Например, они предлагали участникам взять по большому гвоздю и попробовать, водя своим орудием по забору, создать общую симфонию звуков, тотчас транслирующихся в наушники.

Особое внимание во время прогулки обращалось на памятные таблички, чаще всего обозначающие в честь кого названа улица, — по условному знаку вся группа останавливалась, и зачитывалось их содержание.

В «Красном шуме» история рабочего движения органично переплетается с историями представителей современного поколения, чьими голосами озвучивается то, что было записано со слов людей восемьдесят лет назад. Объединяет их место — пролетарские кварталы Нарвской заставы. И слышен шум. Быть может, шествия революции?

11 августа 2017