Обложка статьи

Еда, ты просто космос!

В последние годы о космосе начали говорить почти везде. Режиссер Кристофер Нолан снял фильм, Стивен Хокинг посвятил исследования, а коррес­пондент журнала NewTone узнал, чем питаются российские космонавты. Мы пообщались с людьми, которые разрабатывают и продают космическую еду. Первые делают ее для космонавтов, а вторые — угощают землян.


Как готовят еду для космонавтов 

НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии более пятидесяти лет, начиная с первого полета Юрия Гагарина, разрабатывает еду для российских космонавтов. Начальник отдела космического питания НИИ и кандидат технических наук Людмила Павлова рассказывает, из чего состоит рацион питания космонавтов, как готовится и поставляется пища на космический корабль.


Космическое меню

Рацион питания космонавта состоит из основной части, куда включены продукты на завтрак, обед, ужин, и дополнительной. Если в основной части есть составляющие, которые не нравятся космонавту, взамен них мы положим в дополнительный набор то, что он пожелает. При составлении дополнительных наборов мы учитываем оценки от 0 до 10, которые космонавты присваивают продуктам во время дегустаций. Они проходят по графику в течение длительного времени в период наземной подготовки. 

На корабле космонавты питаются 16-суточным рационом: в течение этого времени ежедневное меню не повторяется. Исключение — первые блюда, которых только 14 наименований. В меню есть и вторые блюда, закуски, салаты, творожные изделия — это продукты консервированные или сублимационной сушки.  В общей сложности для космонавтов разработано около 300 наименований продуктов. Сейчас работаем над новыми первыми блюдами и завтраками.

Требования к рациону питания выпускает Институт медико-биологических проблем РАН. А раскладывают продукты по меню — завтрак, обед и ужин — уже специалисты нашего института. Содержание пищевых веществ рассчитывается в каждом продукте с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов, разработанных под руководством академика А. А. Покровского. Суточная калорийность для космонавта составляет около 3 000 килокалорий. Также придерживаемся формулы сбалансированного питания для поддержания баланса «белки — жиры — углеводы». 
 



Требования к продуктам 

Мы учитываем негативные факторы космического полета: невесомость, эмоциональный стресс, перепады температуры и давления, ограниченные энергоресурсы на космическом объекте. На корабле нет холодильника, поэтому продукты должны долго храниться: при температуре +25° С — не менее 8 месяцев.
Еда для космонавтов готовится только из натурального сырья и не содержит химических добавок, консервантов и красителей. Длительность хранения продукта обеспечивают технологические приемы, например консервирование.

При разработке консервов предпочтения отдают желеобразным продуктам или с наименьшим содержанием жидкости. От еды не должно оставаться в буквальном смысле ни крошки, чтобы частицы не летали в невесомости и не попадали в дыхательные пути космонавтов. Поэтому хлеб специально делают в виде небольших буханочек, массой 4 грамма, то есть на один укус. Они укладываются по 10 штук в упаковку. 

Время приготовления порции еды должно быть минимальным. Так, продукты сублимационной сушки нужно залить водой, выдержать 15-20 минут и потрясти. И, конечно, важно, чтобы еда для космонавтов хорошо переваривалась и усваивалась. Продукты имеют минимальные габариты и массу, ведь так их легче доставлять в космос. Также в продуктах отсутствуют несъедобные части, потому что такие детали сложно утилизировать. 

Сублимация

Продукты космонавтам поставляются по 100 или 250 граммов в консервированном или сублимированном виде. Сублимационная сушка — уникальный метод, который позволяет максимально сохранить свойства продукта (вкус, цвет, запах) и питательные вещества (витамины, минералы и другие биологически активные вещества). 

В обычной пищевой промышленности продукты собирают из готовых сухих компонентов. Но для космонавтов сначала готовят блюдо, например борщ, а потом замораживают. Сублимационная сушка позволяет в 10 раз уменьшить массу блюда. Влага удаляется из замороженного продукта: изо льда сразу в пар, минуя жидкую фазу. 

Не все продукты поддаются сублимации, например соки прямого отжима сложно обрабатывать из-за фруктовых кислот. Поэтому для космонавтов соки идут с мякотью, и делают их из пюре. Сублимированные продукты очень гигро­ско­­­­пичны, поэтому их нужно герметично упаковывать под вакуумом. Наши продукты фасуют в двойные пленочные спецпакеты, которые разработаны в Калуге в Институте тары и упаковки (НИЭКИТУ). Институт поставляет пакеты с середины 1970-х годов.

Пленочная упаковка обеспечивает хранение  сублимированных продуктов во время транспортировки и на корабле, она же обеспечивает восстановление продуктов водой. С одной стороны пакеты оснащены лепестковым клапаном, в который подается вода. Этот же пакет служит посудой для жидких продуктов, поэтому с другой стороны есть патрубок — короткое шланговое отверстие, — из которого пьет космонавт. А супы, вторые обеденные блюда, гарниры, салаты, творог едят ложкой с длинным черенком.
 



Производство

Продукты для космонавтов разрабатываются на Бирюлевском экспериментальном заводе по технической документации, которую создает наш институт. Рыбные консервы выпускает «Гипро­рыбфлот», который находится в Петербурге. Завод разработал документацию в 1980-х годах и до сих пор поставляет вкусные рыбные консервы. Хлебные продукты производит Институт хлебопекарной промышленности, расположенный в Москве. Плавленые консервированные сыры поставляет московский «Карат». У каждого из этих заводов есть специальный цех, где делают еду для космонавтов. 

После производства каждую партию анализируют на соответствие требованиям технических условий по химическим и микробиологическим показателям: влажность, содержание жира, соли. Микробиологические показатели проверяют в лаборатории при Федеральном медико-биологическом агентстве (ФМБА). 
После подтверждения результатов анализов организуется дегустационное совещание, в нем участвуют специалисты завода, института и военное представительство. Продукты оценивают по вкусу, цвету и запаху.
При успешных результатах проверки продукты комплектуют в рацион питания и отправляют в РКК «Энергия», откуда уже доставляют на Байконур. 

Обязательно от каждой партии на заводе оставляют образцы на контрольное хранение. Если в космосе возникнут проблемы, то продукт снимают с контрольного хранения и повторно проверяют. У нас таких проблем не было, однако это одно из требований. Полностью образец убирают с контрольного хранения только тогда, когда в космосе партию уже съели. Меняется ли вкус еды в космосе? Космонавты говорят, что практически нет. Иногда возникает желание съесть что-то иное, но оно появляется и на Земле. Космонавты отмечают, что сублимированные продукты в космосе восстанавливаются хуже. На Земле этот процесс занимает меньше времени. Но в космосе работают свои физические законы. 


Где купить космическую еду 

Сейчас каждый может попробовать еду, которой питались первые космонавты. «Лаборатория космического питания» продает в вендинговых аппаратах алюминиевые тюбики с борщом, творогом, бараниной как обычные продукты. Исполнительный директор компании Татьяна Зотина рассказала о миссии организации, предпочтениях покупателей и поделилась планами о выходе в российские вузы.

 

Немного истории

С Бирюлевским экспериментальным заводом работаем с 2011 года, когда образовалась наша компания. Продукция, которую мы продаем, соответствует требованиям и условиям для космонавтов. Тубы с 1993 года не летают в космос, их заменили сублиматы. Но наша продукция изготовлена именно так, как ее ел Юрий Гагарин. В течение трех лет мы обсуждали рецептуру, потому что оригинальные продукты очень калорийны. На Земле такое количество калорий употребить сложно и не очень полезно, поэтому мы уменьшили калорийность продуктов. И в 2015 году вышли на рынок, установив вендинговый аппарат на ВДНХ. То, что мы планировали продать за месяц, продали за два дня. 

Развивая бренд, мы долго думали, как реализовывать продукцию. К ней мы относимся как к достоянию Советского Союза. Ее давно разработали, и она не один десяток лет летала в космос. Поэтому мы поставили цель — популяризация достижений космоса. 




Про клиентов и продажи

Мы ориентируемся на несколько категорий людей. Наша задача — накормить полезно и удобно в любой момент времени в любом пространстве. Поэтому первая целевая аудитория  — люди с активным образом жизни, у которых не всегда есть время остановиться и перекусить. Вторая — путешественники. Для них же мы хотим запустить в продажу сублиматы. Третья категория — люди, связанные со службами спасения и защитой родины.

Максимальны продажи в Москве, но здесь у нас больше точек распространения. Продукт одинаково популярен во всех городах, где мы представлены. Есть запросы и от заграницы. Мы продаем товар двумя путями: напрямую и через партнеров. И мы не регулируем цену в партнерских точках, это зависит от продавца. В наших точках продаж (вендинговые аппараты) продукты стоят 300 рублей.

Спросом пользуется борщ, который считается традиционным русским блюдом, баранину с удовольствием покупают. Мясное пюре любят. Меньше берут харчо, но покупают, потому что интересно попробовать. Мы запустили три вида консервов, но, кажется, консервная банка у людей не ассоциируется с чем-то космическим. Хотя точно такие же продукты продолжают отправлять на МКС. 

О студентах

Очень хотим установить вендинговые аппараты в вузах. Я плотно начала изучать тему к концу учебного года. Поняла, что нужно пройти тендерные отборы, которые займут некоторое время. Но мы все равно планируем выйти на эти площадки. Судя по фотографиям в соцсетях и реакции студентов на нашу продукцию, им очень нравится еда для космонавтов. 

Космическая отрасль консервативна. У нас есть мечта — участвовать в разработке новых продуктов для космонавтов. Также мы задумываемся о создание еды от шеф-повара. Но такие нововведения требуют длительной разработки.

Материал опубликован в журнале NewTone

21 сентября 2017

Еще почитать по теме