Обложка статьи

Съесть нельзя фотографировать

Две мясные котлеты-гриль, специальный соус, сыр, огурцы, салат и лук — все на булочке с картоном. Только так, ведь это профессиональная съемка бургеров. Узнали у фуд-фотографа Родиона Ковенькина, как он подбирает продукты для съемок, где ищет реквизит и что в первую очередь нужно изучить новичку.

NT: Расскажите, как вы пришли к профессии фуд-фотографа?
Р.К.: Фотографом я стал только потому, что любил снимать еду. Мне понравилось, как она выглядит в кадре. Никаких творческих мук, исканий и тому подобного. Для меня все остальное — портреты, цветы, коты (что там еще фотографируют, когда начинают снимать?) — казалось второстепенным. Мне были интересны исключительно две вещи: фуд- и трэвел-фотография. Так осталось и по сей день.

NT: Кто стал вашим первым клиентом? Как и где искали заказы в начале?
Р.К.: Я работал в офисе и не думал о том, чтобы зарабатывать на жизнь фотографией. Мой первый клиент нашел меня сам: было удивительно слышать, что мне могут заплатить достаточно приличные деньги за те фотографии, которые я сделал просто для себя. Тогда я посмотрел на это другими глазами и начал интересоваться, что делают люди, которые зарабатывают деньги профессиональной съемкой. Раньше заказчики в основном сами меня находили, сейчас, конечно же, нет. Я вышел на новый уровень, и стало немного сложнее: ты ищешь заказчика, работаешь над портфолио, участвуешь в тендерах и конкурсах, публикуешь рекламу. Все это обычные инструменты, которыми пользуется любой другой игрок на рынке.

NT: В интернете пишут о такой профессии, как фуд-стилист. В каких ситуациях фотографу он нужен?
Р.К.: Фуд-стилист — это человек, который знает про еду все. Он должен не только вкусно готовить, но и отвечать за то, как еда выглядит в кадре и сколько она может так простоять. Фуд-стилист нужен всегда, когда вы работаете над проектом. Я приверженец западной школы фотографии, где «узкий» специалист отвечает за свою область. В мою команду входят ассистент фотографа, декоратор, фуд-стилист и ретушер.

NT: Существует такой миф, что на съемках используют резиновую еду и машинное масло. Есть ли какие-то хитрости, чтобы продукты выглядели наиболее привлекательными в кадре? 
Р.К.: Вот откуда растут ноги у этой истории: фуд-фотографии как направления не существовало до 1979 года, когда впервые в прессе прозвучало название профессии фуд-стилиста. Еду тогда снимали с помощью горячих источников света, которые нагревали помещение. Под ними еда быстро высыхала, поэтому появилась необходимость в дополнительных действиях: подмазывать, подкрашивать и так далее. Все зависит от ситуации. Например, долгие съемки телепередачи или видеоролика, где у тебя фигурирует, допустим, индейка. Ее показывают в первом кадре, потом — как готовить по частям, и индейка точно такая же, как в начале, появляется в последнем кадре. Подобная съемка может растянуться на десяток часов, и эта индейка должна оставаться в неизменном аппетитном виде. Поэтому существуют специальные рецепты, например как на основе некоторых пищевых и непищевых ингредиентов делать глазури, если речь идет о цвете, или консервировать жидкость в салатах, чтобы они долго стояли. Что касается фотографии, то к химии прибегают чаще всего, когда снимают спецэффекты: к примеру, взорванная сковородка, а из нее в разные стороны разлетаются продукты, которые очень красиво покрыты соусом, или суп в тарелке с идеальными кусочками овощей, плавающими на поверхности, и кристально прозрачным бульоном, так что видно дно тарелки.

Если же идет съемка для кулинарных книг или журналов, то там на 95 % все настоящее. Более того, заказчики или арт-директора обычно тщательно следят, чтобы все было натурально, то есть максимум мы можем помазать что-то маслом, сбрызнуть дополнительно водой, но я не считаю это за трюк. Хотя всякие резиновые штуки и тому подобное все-таки используются, но чаще всего в съемках, где фокус не на еде, а на какой-то истории вокруг нее.

NT: Иногда кажется, что на фотографиях еда отличается от той, что продают посетителям, например в ресторане «Макдоналдс». Вы работали с ними, расскажите, как проходит процесс съемки бургеров?
Р.К.: Сразу скажу, что в бургере нет ничего резинового, все настоящее, просто он складывается определенным образом. В «Макдоналдсе» тщательно следят за тем, какую еду продают. У них самая автоматизированная кухня, которую я видел. По поводу бургеров: на фотографии они ровно такие же, какие вы получаете, когда их покупаете. Чем изображение отличается от действительности? Тем, что на картинке бургер пышный и ровный, а в реальности — сплюснутый и мокрый. Выходит, на фотосессии главная задача — сделать так, чтобы ингредиенты, которые есть в кадре, не пускали лишний сок. Значит, каждый слой нужно чем-нибудь переложить, например картоном: булка — картон, котлета — картон, сыр — картон. Эта хитрость не дает сокам смешиваться между собой и помогает бургеру держать общую форму. Вот и все, самый страшный трюк теперь вы знаете. И еще о паре мелочей. Помидоры — вырезаем всю мякоть, оставляем лишь корочку, вы же видите только ее. Лук — убираем всю сердцевину, используем одно колечко, которое будет выступать. Майонез, кетчуп не мажем на булку, а впрыскиваем из шприца в полости, и соусы начинают оттуда капать. Вот и все секреты.

NT: Как выбираются продукты для съемки?
Р.К.: В зависимости от того, что и для кого фотографируется. Если ты снимаешь для производителя продуктов, то используешь его товар, который перед этим отбираешь. У нас получалось договориться с очень крупными заводами о специальных партиях. Но продукты все равно не идеальные, и с ними на съемочной площадке нужно делать какие-нибудь трюки. Если речь идет об овощах или фруктах, то на рынках есть специальные ряды, которые работают с ресторанами. Там обычно все безумно дорогое, но очень красивое.

NT: Какой реквизит вы используете на съемках? Откуда берутся красивая посуда и текстиль?
Р.К.: Зависит от задачи проекта, который мы снимаем. Понятно, что если работаем с едой, то почти всегда будет реквизит: фоны, стекло, тарелки, блюдца, чашки, стаканы… В общем, огромное количество всего, что можно увидеть в магазине товаров для дома. Почти всю кухонную утварь, которая будет в кадре, мы покупаем или же арендуем у крупных поставщиков посуды для ресторанов и отелей. Как вариант, можно купить что-то в магазине, а потом вернуть. Главное, аккуратно работать с вещью, не снимать ценники и прятать их в кадре. Что-то из реквизита ищем через социальные сети: показываем образец и спрашиваем, у кого есть подобное.
Вдобавок ведем каталог: фиксируем, когда, что и у кого брали, чтобы потом по этим записям можно было взять еще.

NT: Какие блюда и продукты сложнее всего снимать?
Р.К.: Наверное, мороженое. Если оно лежит на поверхности подноса, вы видите все в изморози, как будто его только что достали из холодильника, то мы будем снимать настоящее. Если же вы видите мороженое, которое состоит из трех идеальных шариков, надетых на рожок, и между ними ничего не подтекает, они такие красивые-­красивые на ярком полосатом фоне, то, скорее всего, это афиша для городского пикника, тогда нам проще снять мороженое ненастоящее, сделанное из масла. Когда работаешь с производителями продуктов питания, ты практически не ограничен в количестве этих ингредиентов, но когда снимаешь рекламную обложку, то у тебя очень жесткий бюджет на продукты. Там нет возможности купить 60 килограммов мороженого, чтобы накрутить из него красивых шариков для многочасовой съемки. Поэтому ты берешь 10 пачек масла и делаешь все из него. Для невыразительных блюд, например каши, нужно придумывать историю, усиливать ее декором, посудой, построением кадра, светом, работать с консистенцией. Можно добавить какие-то ингредиенты, например курагу: интересно нарезать ее, чтобы была фактурнее, вымочить заведомо в чем-то. Чем ты внимательнее к деталям, тем лучше будет картинка.

NT: Какие самые запоминающиеся съемки у вас были?
Р.К.: Была рекламная фотосессия, для которой требовался идеальный рисунок мышц спины у рыбы так, как просил заказчик. Мы выписали ее целый холодильник, вскрыли сорок пачек, но нужной там не оказалось. Пришлось выбрать самую подходящую рыбу и ровнять ей мышцы, то есть пальчиками распределять шкурку по ней так, чтобы она выглядела нормально. В общем, сидели и массировали рыбу.

NT: Пробует ли фуд-фотограф то, что снимает?
Р.К.: Если я не буду знать еду на вкус, то не совсем пойму, какие ее свойства мне нужно в кадре передать. Соответственно, я пробую все, что снимаю, да и в принципе стараюсь знать о продуктах как можно больше. Когда я иду на съемку, то сначала погружаюсь в тему, особенно если собираюсь фотографировать что-то неизвестное для себя. Образ продукта у каждого клиента разный. Например, зефир: кто-то вкладывает в него вкус, упругость, кто-то говорит, что у него должна быть внешняя корочка, а внутри он может быть очень мягким. Ты встречаешься с клиентом, погружаешься в историю производства зефира и в то, какой он именно у клиента, думаешь, как это все передать в кадре. И так с любым продуктом.

NT: Многие журналисты мечтают получить Пулитцеровскую премию. О чем мечтают фуд-фотографы?
Р.К.: Мне хочется снимать как можно больше для кулинарных книг, потому что там все настоящее. И я люблю готовый продукт, который можно листать. Мне бы очень хотелось стать фотографом для какого-нибудь авторитетного журнала, например для австралийских Donna Hay или Gourmet Traveller. Поэтому мы делаем со стилистом кейсы за свой счет, рассылаем их по редакциям журналов, пытаемся выходить на европейский рынок и работать с агентствами. Часто твою фотографию просто покупают, пишут под нее рецепт, и она выходит в каком-нибудь заштатном журнале. Даже если там будет стоять имя под фотографией, то это вовсе не показатель, что ты работал над журналом в составе команды, был на всех этапах придумывания картинки и полностью участвовал в создании материала. Множество «стоковых» фотографов может выложить перед вами подшивку из фотографий в разных журналах. Это не то, к чему я стремлюсь. Мне в принципе интересны сложные комплексные проекты, главное, чтобы потом продукт был запущен.

NT: Соцсети завалены фотографиями еды: снимают абсолютно все, как профессионалы, так и любители. Влияет ли это на количество заказов или, может быть, помогает продвигать свои услуги?
Р.К.: Безусловно, влияет, потому что клиент исследует рынок, видит, что делают мои конкуренты, и ищет того, кто мог бы реализовать его идею. Вообще же, профессиональная съемка — это долго и достаточно хлопотно. Только подготовка к однодневной восьмичасовой фотосессии обычно занимает до двух недель: ты покупаешь материалы, ищешь фон или же банально идешь в студию и начинаешь фотографировать композицию или придумывать концепцию, если ее нет. Технически тебе оплачивают несколько часов, а работаешь ты над проектом месяц. Выходит, что на один день стопроцентной загрузки приходится 28 дней, в которые ты отвечаешь на письма, вносишь корректировки, смотришь за тем, чтобы снимки ретушировали так, как нужно, получаешь обратную связь. Клиент, который впервые к тебе обращается, не знает об этом. Стоимость, которую мы с командой формируем на наши услуги, эту работу подразумевает, поэтому она естественно выше, чем средняя стоимость съемки у блогеров или начинающих фотографов. Мешают эти ребята тем, что они снимают иначе, проще, получают быстрый результат, но часто не такой целостный и интересный.

Советы для новичков в фуд-фотографии от Родиона Ковенькина

В любой фотографии самое главное — свет, то есть светопись. Даже снимая на телефон, можно управлять освещенностью кадра. Нужно выбрать правильное освещение до того, как сделаете и обработаете снимок. Когда вы поймете, как работает свет, то у вас начнут получаться хорошие фотографии. Вы сможете переключаться на детали, какие-­то более сложные композиции, интересные ракурсы. Именно свет передает все текстуры и фактуры, общее настроение снимка. Судя по одному только освещению, можно сказать, в какой ситуации ты видишь еду: утро это или вечер, какое приблизительно полушарие и какой сезон.

В общем, совет таков — учите свет. 

Материал опубликован в журнале NewTone 

13 октября 2017

Еще почитать по теме