Обложка статьи

Энергия больших машин

Ленинградский Металлический завод (ЛМЗ) в свое время изготовил перекрытия для Русского музея, Мариинского театра, московского ГУМа, разводной пролет для Большеохтинского моста и даже смонтировал и испытал пусковую установку для первой советской космической ракеты. Корреспондент «Мегабайт» узнала, как работают цеха завода, который сегодня входит в состав крупнейшего машиностроительного холдинга «Силовые машины», и что позволяет компании конкурировать на мировом рынке.

Как работает турбина?

Ленинградский Металлический завод специализируется на создании и обслуживании паровых и гидравлических турбин различной мощности. В здании заводоуправления расположен музей истории ЛМЗ. Его директор Алла Шапран рассказывает, что все экспонаты были собраны коллективом завода. С их помощью можно восстановить всю историю ЛМЗ от основания в 1857 году до наших дней. 

Алла Витальевна включает действующий макет паровой турбины, после чего рабочие лопатки на роторе начинают вращаться. Модель позволяет ей наглядно объяснить работу турбины: «В котельной вода превращается в пар и под высоким давлением поступает на лопатки турбины. Она совершает обороты и передает механическую энергию генератору. Генератор производит электричество. Затем отработанный пар переходит в конденсатор, где после соприкосновения с охлажденной водой в теплообменнике переходит в жидкое состояние и насосом вновь подается в котел для прогревания». 

Историческая справка
 

  • 1857 год — основание завода купцом Сергеем Нефедьевичем Растеряевым. Сначала изготовлялась простая продукция: гвозди, домашняя утварь. Затем были освоены новые направления: медная проволока для телеграфа, отопительные и вентиляционные устройства, подъемные механизмы, мостостроение и военное вооружение.
     
  • 1907 год — начало проектирования и изготовление паровых турбин и генераторов.
     
  • 1941–1945 года — военное производство. ЛМЗ изготовлял продукцию для фронта даже в самые тяжелые периоды блокады Ленинграда.
     
  • 1984 год — начало производства мощных быстроходных турбоагрегатов для атомной энергетики.

  • 2000 год — ЛМЗ входит в состав «Силовых машин».


Большие машины

Мастер участка провожает нас в паротурбинный цех, чтобы показать, как выглядят детали турбины реального размера. Это огромное помещение с высокими стенами, бетонным полом. Длинными рядами стоят станки и части турбин: лопатки направляющего аппарата, рабочие колеса и валы. Тяжелые предметы рабочим помогает перемещать подвешенный под потолком грузовой кран. 
«В наши обязанности входит обработка и сборка готовых деталей и тестирование турбин, — рассказывает мастер. — Обычно на испытания приезжают заказчики, которые проверяют, чтобы при работе турбины не было никаких неполадок, например, вибрации». 
В цехе развешаны плакаты, призывающие к соблюдению правил безопасности.

«Работа на любом производстве сопряжена с рисками, — комментирует мастер. — Все сотрудники носят спецодежду, звукоизолирующие наушники, защитные каски и очки. Комиссии регулярно проверяют рабочие места на соблюдение всех требований». 

Новые технологии

Сейчас цех работает над созданием тихоходной турбины. Это относительно новое направление в работе предприятия, до этого оно изготовляло только быстроходные агрегаты. Современная атомная энергетика требует повышения средней мощности и эффективности турбин. Тихоходные турбины больше и тяжелее быстроходных. Среди заказчиков «Силовых машин» не только отечественные, но и зарубежные станции из Сербии, стран Латинской Америки, Турции, Индии и других. Компания успешно конкурирует на мировом рынке, несмотря на таких серьезных соперников как General Electric и Siemens.


Ювелирная точность

В гидротурбинном цехе стоит резкий химический запах, и многие рабочие носят респираторы. Это пахнет специальным средством, которым покрывают детали гидротурбины, чтобы защитить их от воды. Между бетонных столбов висят большие портреты Константина Орджоникидзе и Владимира Ленина — память о советском прошлом завода.

«Сейчас мы работаем над заказом от зарубежной станции, — рассказывает мастер гидротурбинного цеха. — Производим турбину с рабочими колесами без масла внутри. Эта технология не позволит маслу попасть в водоем в случае нештатной ситуации». Стремление к экологичности — одна из основных тенденций в мировой энергопромышленности. И в этом направлении компания активно сотрудничает с университетами и научными центрами. 


Многие станки компьютеризированы, но большая часть работы все еще выполняется вручную: «Работа здесь ответственная. Максимально 
допустимая погрешность при обработке и сборке деталей не больше человеческого волоска!»
Среди сотрудников много молодых ребят. «Мы стараемся привлекать талантливую молодежь, — комментирует мастер. — Организовываем производственные практики, проводим профориентационные встречи со студентами колледжей и вузов. У нас можно расти по карьерной лестнице. Я начинал как ученик и прошел весь путь до мастера цеха. Главное — иметь внутренний стержень и постоянно развиваться в своем деле».

Фото предоставлено пресс-службой ПАО «Силовые машины»

Материал опубликован в газете «Мегабайт»
 

14 февраля 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.