Обложка статьи

Как учиться в XXI веке?

«И вот снова сессия. Когда же закончится эта учеба?» Никогда! Образование «раз и навсегда» уже не работает, человек должен непрерывно развивать новые умения. Но можно ли делать это просто, весело и эффективно? Ответ кроется в новых форматах обучения, о которых газете «Мегабайт» рассказали бизнес-тренеры компании YORD Инна Топорова и Надежда Мельцова.

Как менялись форматы обучения за последние 10-15 лет?

Инна Топорова: Около тридцати лет назад стали развиваться интерактивные формы обучения — тренинги, деловые игры, в которых формируется профессиональная реальность, а внутри нее люди решают задачи и отрабатывают навык. В подобных занятиях обычно участвуют не более 20 человек. 

Надежда Мельцова: То, что люди понимают под тренингом, привезли в Россию в начале 1990-х из Германии. Немецкая технология подразумевала общение с аудиторией, лабилизацию — человек должен понять, что он чего-то не умеет, потому потребовалось несколько лет, чтобы новый формат прижился. Сначала классические тренинги предполагали пятидневное полное погружение, сейчас же их делают не более одного дня, иногда даже не более четырех часов.

С чем связано появление новых форматов и какие сейчас популярны?

Инна Т.: Очень популярны мобильные тренинги. Они построены на микроленинге, когда информация дается небольшими дозами. Человек активно удерживает внимание 5-7 минут, больше на изучение информационного блока давать не нужно. Получая маленькие порции информации и выполняя задания для закрепления, можно без отрыва от основной деятельности сформировать 
навык за несколько дней. В новых форматах обучения всегда есть игровые элементы: зарабатываешь баллы, проявляешь себя в какой-то роли, соревнуешься с другими людьми. Это повышает мотивацию.

Надежда М.: С распространением цифровых технологий стало возможным дистанционное обучение в виде записанных презентаций, лекций и упражнений. Но возникла проблема: нет интерактивного общения, людям скучно так учиться и до конца доходят единицы. В мобильных форматах обучения уже присутствует интерактив. Это повышает мотивацию человека, а общение с преподавателем увеличивает эффективность тренинга. Телефон у нас постоянно в руках, и человек может учиться, даже не отрываясь от работы. Еще один формат — бизнес-квест. Это такой симбиоз тренинга, деловой игры и шоу. Люди погружаются в игровую атмосферу, в ней жестко определены действия, правила, тайминги, а параллельно до них доносят информацию. Такой способ позволяет обучать гигантское количество людей одновременно, и это намного эффективнее, чем учить их по отдельности. 

Какие современные технологии используются в обучении?

Инна Т.: Мобильные тренинги автоматизируются. Функции модератора частично или полностью выполняет бот, а человек отвечает только на нетипичные вопросы. Постепенно в обучении начинают использовать виртуальную и дополненную реальности. Но пока это дорого и не везде применимо. Поэтому широкого развития этих технологий стоит ждать в будущем.

Надежда М.: Сейчас выходит на рынок платформенная составляющая, собирается большой массив данных об обучаемом. Далее можно анализировать истории обучения разных сотрудников и по принципу рекламы предлагать курсы. Это позволяет подобрать то, что нужно конкретному человеку, мотивировать и двигать вперед.

Как реализуются новые форматы обучения в вузах и школах?

Инна Т.: В основном это пока очные форматы. Открытые онлайн-курсы тоже доступны, стало возможно учиться у людей из разных городов мира, и многие студенты этим пользуются.  

Надежда М.: В университетах стали придавать большое значение развитию soft skills, особенно на старших курсах, когда основные знания уже разложены по полочкам, нужно научиться их применять. Вузы вкладываются, понимая что это жизненно необходимые навыки. В узкоспециализированных частных школах тоже появляются подобные предметы. Есть даже дошкольные образовательные учреждения, где детей с детского сада учат решать творческие задачи и подходить к проблемам с разных сторон. У школ и университетов нет больших возможностей бизнеса, поэтому в них еще мало распространены новые форматы обучения.

 — Мы выявили, что наиболее востребованными остаются воркшопы и мастер-классы, в которых велика доля практической части. В нашем центре не бывает лекций. Приглашенные эксперты после коротких теоретических блоков и рассказе о реальных кейсах дают участникам упражнения для самодиагностики, устраивают работу в командах, способствуют взаимодействию между ними. Однако за одну встречу погрузиться в тему сложно, поэтому в следующем семестре у нас будут интенсивные курсы. С работой над проектами в учебных группах и поддержкой экспертов. Также каждую среду мы проводим вебинары. Расписание опубликовано в группе vk.com/clritmo.

Евгений Трохов,
менеджер Центра личностного развития 
Университета ИТМО

Каким станет обучение в будущем?

Инна Т.: Мне кажется, появится больше видов цифрового обучения, все что связано с ботами, искусственным интеллектом, виртуальной и дополненной реальностью. В основном будут применяться смешанные методики, где что-то изучается очно, что-то дистанционно, что-то в формате мобильного тренинга. Это самый эффективный подход, потому что есть возможность выбора подходящего формата для каждого.

Надежда М.: Основная специфика — максимально прикладное обучение: минимум теоретической информации, конкретные советы и инструкции. Все больше будет мобильного обучения. Уже сейчас навык программирования, мышление определенными алгоритмами и системами обязательны для любой узкоспециализированной профессии, как читать или писать. Это отдельная группа навыков, и необходимость их развития отразится на обучении будущего.

Статья подготовлена совместно 
с Центром личностного развития Университета ИТМО

Материал опубликован в газете «Мегабайт»

9 января 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.