Обложка статьи

Арктика за гранью фантастики

Изучая материалы для музея, находящегося на Северной Земле, исследователи-полярники Павел Филин, Марина Емелина, Михаил Савинов обнаружили проекты освоения Арктики, которые разрабатывали энтузиасты 1930-х годов. Некоторые из этих идей были абсурдны, другие опасны, а третьи, скорее, подошли бы для реализации на Марсе, чем на Земле. Ученые рассказали о своей необычной находке на встрече с петербуржцами, прошедшей 19 января в креативном пространстве «Итальянская, 16».

Управление климатом

В Советском Союзе Арктику видели северным продолжением страны, где нужно было лишь создать необходимые условия для жизни людей и сделать ее транспортно доступной. Добиться этого можно было, изменив климат, причем инженеры 30-х годов совершенно не учитывали возможность катастрофы.
Чтобы на севере стало все-таки теплее, энтузиасты предлагали, например, построить плотину у входа в Берингов пролив, ограничив сток воды из арктического бассейна, а затем закачать туда теплую воду из Тихого океана. Еще придумали обратное решение: усилить течение Гольфстрима, чтобы ускорить уход вод из Северного Ледовитого океана. Реализация этих идей привела бы к глобальному изменению климата, но это никого не волновало.
Михаил Иванович Будыко — единственный человек в истории СССР, который запатентовал способ изменения климата. Он предлагал растопить снег на Гренландском щите, что тоже повлияло бы на климат планеты в целом. Снег в Арктике практически полностью отражает солнечную радиацию, однако если его посыпать  чем-нибудь темным, например, сажей от отходов промышленности, солнце его растопит. Из-за того что отражательная способность воды и снега различна, растаяв однажды, льды уже не возникнут вновь.

Арктический воздушный путь

Начиная с 1924 года, несколько стран Евразии и Америки пытались наладить аэросообщение между материками. СССР и Германия предлагали сделать это с помощью дирижаблей, однако ни в одной, ни в другой стране таких летательных аппаратов еще не было. Инженеры думали, что дирижабли могут преодолевать колоссальные расстояния и надеялись создать с помощью них транспортный коридор. Когда в 1932 году состоялся первый полет, он дал огромный багаж опыта исследователям Арктики. Тогда же осуществили первую стыковку с судном во льдах. 
Планов было очень много, они были даже вписаны во вторую пятилетку. В том числе предполагали создать собственный флот дирижаблей Всесоюзного арктического института. Но планы отставали от реальной ситуации. Для строительства дирижаблей пригласили итальянского воздухоплавателя Альфреда Нобеля, который в автобиографии писал, что люди в Советском Союзе не понимают, какие ресурсы нужны для создания дирижаблей. Возможно, именно по этой причине в 1933 году курс уже сменился на освоение морского пути, а не воздушного.

Ничего невозможного

Главное препятствие при передвижении в Арктике — лед. Многие энтузиасты пытались придумать, как его преодолеть. Например, предлагали совместить в одном транспортном средстве танк и ледокол (поставить последний на гусеницы). 
В 1943 году стали реализовывать проект ледяного корабля. Это было нечто вроде «большого плавучего холодильника». Одной из более простых идей было поставить на нос ледокола то, что растапливало бы лед впереди.
После бомбардировки Японии в 1945 году возникла идея создать судоходный канал, скинув атомные бомбы на льды Арктики. Причем это предложили даже раньше, чем в СССР создали собственную подобную бомбу.

Чтобы заселить арктические льды, придумывались различные города, которые могли бы быть построены на Севере. Согласно плану, надо было просверлить скважину в теплые слои Земли и на этой скважине построить свинцово-плавильный завод, а вокруг него образовать город. Люди даже хотели создать ботанические сады в условиях арктического холода, накрыв города специальным стеклянным куполом. Но огромные затраты на проекты превышали экономическую и техническую выгоду от них, хотя это не мешало огромному количество советских жителей писать письма с просьбой отправить их осваивать Арктику.

Материал опубликован в газете «Мегабайт»

11 февраля 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.