Обложка статьи

Эрмитаж Today

Какие три слова ассоциируются у вас с Эрмитажем? Для романтичных натур, скорее всего, это Петербург, история, искусство. Для реалистов ― туристы, очереди, экспонаты. Для работников музея Эрмитаж ― это, пожалуй, вся жизнь, город в городе со своими жителями, законами, архитектурой. Корреспондент «Мегабайт» посетил лекцию «Про архитектуру в музее» искусствоведа, научного сотрудника Государственного Эрмитажа, автора и куратора многих выставок Ксении Малич.

Что происходит в музее?

Если идти в главный музей Петербурга без цели и плана, из прогулки, вероятно, запомнятся Иорданская лестница, часы «Павлин», Колыванская ваза (самая большая в мире) и «Черный квадрат» Малевича. Вечные символы ― это, конечно, важно. Но Эрмитаж постоянно меняется: открываются и закрываются выставки, проходят лекции, встречи, конференции и концерты.

А можно конкретнее?

Один из проектов ― «Эрмитаж 20/21» ― с 2007 года привлекает в музей современное искусство (XX-XXI вв.) со всего мира. В рамках проекта в 2012 году с успехом прошла выставка «Сантьяго Калатрава. В поисках движения», которая неожиданно для самих кураторов дала старт циклу архитектурных выставок. Выдающийся деятель современности Сантьяго Калатрава Вальс создал такие шедевры, как мост Женщины в Буэнос-Айресе, Художественный музей Милуоки, «закрученный» небоскреб в Мальмё и многие другие. Его здания до сих пор выглядят, как архитектура будущего: они парят в воздухе, вращаются, машут крыльями. Но сам Калатрава позиционирует себя не только как архитектор, но и как художник. Поэтому рядом с макетами причудливых зданий он потребовал разместить свои не менее причудливые скульптуры и огромные яйца, вручную расписанные мастером.

Как все это сочеталось с убранствами Эрмитажа?

На тот момент единственным крупным выставочным залом был Николаевский зал в Зимнем дворце: здание Главного штаба было на реставрации. Устраивать мероприятия в исторических помещениях, которыми являются все здания Эрмитажа, ― это сложный многоступенчатый кейс для кураторов и организаторов.

Во-первых, касаться стен и потолков не разрешено даже работникам, не говоря уже о том, чтобы вбивать гвозди для подвеса экспонатов. Во-вторых, в залы Эрмитажа любая конструкция не войдет: ведь это не выставочный зал, где можно сдвинуть стену, чтобы внести масштабные произведения искусства. Например, центральную в экспозиции Калатравы скульптуру волны несли 30 человек через множество залов, поскольку восьмиметровая конструкция проходила только по Иорданской лестнице. И в-третьих, по правилам пожарной безопасности таблички «Выход» должны быть видны из любой точки зала. Поскольку стены Эрмитажа трогать нельзя, для поддерживающих конструкций используют материалы МДФ и ДСП. Но и они должны быть поставлены так, чтобы не препятствовать эвакуации.

Что было после?

После успеха Калатравы последовали выставки архитектурных макетов из собственной коллекции Эрмитажа. Вокруг них не было большого ажиотажа отчасти потому, что об открытии Главного штаба знали немногие, но организаторы хотели показать эту коллекцию «в диалоге с Эрмитажем». Затем в музей приехала готовая выставка архитектурных памятников в стиле Баухаус ― «Белый город», построенный в 1930-е годы в Тель-Авиве. После этого были выставки архитектуры Голландии от послевоенных времен до наших дней и финского модернизма. И гордость проекта «Эрмитаж 20/21» ― ретроспектива архитектора Захи Хадид, первой в истории женщины, награжденной Притцкеровской премией (награда, присуждаемая ежегодно за достижения в области архитектуры — прим. ред.).

Что будет дальше?

В ближайших планах организовать экспозиции, посвященные образовательному процессу в архитектурных университетах в 1960-, 70-, 80-е годы. Показать, чему учились и чем увлекались люди, создающие среду, которая сейчас олицетворяет современный город.

Из чего состоит Эрмитаж?

Чтобы сделать селфи на фоне Эрмитажа, вы, скорее всего, придете на Дворцовую площадь и встанете спиной к главному фасаду Зимнего дворца. Но, кроме этого здания, ансамбль включает Малый Эрмитаж, названный по аналогии с развлекательными вечерами, которые устраивала Екатерина II, Большой (Старый) Эрмитаж, превосходящий предыдущий по размеру, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж ― тот самый, с гранитными атлантами. Также в ведомстве Государственного Эрмитажа находятся Восточное крыло Главного штаба, Меншиковский дворец, реставрационно-хранительский центр «Старая деревня», музей Императорского фарфорового завода и здание Биржи. Так что для полного селфи-набора надо как минимум трижды проехать в метро (Адмиралтейская, Ломоносовская, Старая деревня) и сделать 10 снимков.

 

15 марта 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
«Вы понимаете, солнце будет»
В Севкабеле прошло открытие солнечного календаря. Рассказываем, как это было и о выставке HYDRA
Обложка статьи
«Вы понимаете, солнце будет»
В Севкабеле прошло открытие солнечного календаря. Рассказываем, как это было и о выставке HYDRA