Обложка статьи

«Без травм балет невозможен…»

Танцевать с порванными связками? Запросто! Артистка кордебалета Мариинского театра Анна Смирнова рассказала корреспонденту журнала NewTone, как происходит балетная подготовка.

О выборе профессии

В детстве мы с сестрой занимались художественной гимнастикой, но бабушка с дедушкой мечтали, чтобы кто-то из нас стал балериной. После окончания начальной школы нас обеих отвели на просмотр в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Для поступления туда нужно пройти жесткий отбор в три этапа. На первом смотрят физические данные: какая растяжка, выворотность, подъем. На втором поступающие проходят медицинский осмотр. Если находят хоть какие-нибудь небольшие отклонения, например проблемы со зрением или сердцем, то все — не допускаешься. На третьем этапе проверяют музыкальность. У мальчиков похожие условия. Даже бывает, что отбор совмещают.

Нас не взяли. Сказали, что не хватает данных. Моя сестра продолжила заниматься гимнастикой, а у меня появился спортивный интерес: «Хочу, и все. Почему это меня не взяли? Мне надо». Вообще, тогда балет я не любила, но моей целью стало поступление. И целый год я занималась с педагогом, чтобы пройти отбор в следующий раз. И прошла. 

О подготовке в академии

Учиться сначала мне не нравилось: на уроках было скучно. Я-то ждала пачки, пальцы (пуанты — прим. ред.). А в первом классе такого в программе нет, потому что ты должен сначала изучить свое тело. 

Первыми двумя уроками в академии всегда идет классический танец. Балетный класс разделен на четыре этапа: занятия у станка, тренировки на устойчивость и прыжки, а на последнем этапе девушки выполняют упражнения «на пальцах». Потом мы переодеваемся и идем на общеобразовательные уроки: предметы такие же, как в обычной школе, но в университетском формате — лекции, семинары. Затем идут специальные занятия, например история балета, и два часа характерного или современного танца. 

В академии есть специальный предмет — «обед». На час или 45 минут ты обязан идти обедать. У детей нет никаких ограничений в питании. Это, скорее, стереотип, что балерины с детства сидят на жестких диетах. Ребенку необходимо брать где-то силы и энергию. Поэтому в нашей столовой разнообразное меню, есть даже сладкое. В младших классах вес не сильно контролируют. А вот в старших уже начинается дуэтный танец. Тогда строго отслеживают каждый набранный грамм, чтобы мальчик не сорвал спину. У нас в академии девочке возможно набрать максимум 50 килограмм, больше — за редкими исключениями в связи с высоким ростом.

Как в любой балетной школе, у нас есть промежуточные и выпускные спектакли, например балет «Щелкунчик». Каждую зиму академия собирает всех на сцене Мариинского театра, поэтому с сентября каждый вечер, начиная с шести и до девяти, мы репетируем. С самого раннего возраста привыкаешь проводить все время в театре.

О трудовых буднях 

В театре жизнь уже свободнее. Шесть дней рабочих, а выходной — понедельник. Так прописано в трудовом договоре, но по факту бывает, что и месяц без выходных. Рабочий день начинается в 11 часов с классического танца. У нас есть подразделение на мужской и женский классы. Нам нельзя ходить на уроки к мужчинам, а им — к нам. И это очень строго отслеживается. Могут даже лишить роли в спектакле или премии. Урок в театре длится час, затем репетиции массовых и сольных номеров для постановок. Спектакли проходят каждый день до 23 часов, бывают и до полуночи. Сейчас у нас большая труппа — около двухсот артистов. Как правило, репертуар разделяют. Одна часть танцует спектакль, а другая отдыхает, и наоборот. Нас пытаются расслабить, чтобы не было напряженного графика. В праздничные дни спектакли и утром, и вечером. 

О силе

В театре бывает часто, что артисты ломаются и тебе приходится влетать в спектакль. И сообщают об этом день в день. Эти моменты — возможность показать себя. Именно тогда тебя могут заметить, дав шанс станцевать новую роль. Травм очень много. У девушек обычно проблемы со стопами, происходит деформация не только большого пальца, но и всей плюсневой кости. Я не знаю девушку в театре, которая не ломала что-либо себе. У мальчиков проблемы с коленями и спиной.

Как пройдет поддержка, никто не знает, поэтому почти все парни с грыжами в позвоночнике. И для нас это норма. Без травм балет невозможен. Конечно, правильно — сесть на больничный и лечиться, однако никто это не делает. У меня было множество травм, но я никогда не уходила на больничный — танцевала с болью и на уколах.

О признании в труппе

В любой профессии есть конкуренция, но в нашей особенно выражена. Когда происходит дебют — вводят новую девушку в главную партию, ей делают комплименты, а по факту за спиной говорят совершенно другое. Есть такое понятие — «первый год в армии». Когда я выпускалась из академии, меня считали одной из лучших учениц, по классике у меня была пятерка. Но, придя в театр, я стала никем. Меня не замечали, со мной не говорили. Конечно, так не навсегда. Спустя время признают, начинают общаться, но друзей в театре найдешь редко. Мне удалось, может, потому, что я открытая. Искренне радуюсь за других, хотя не спорю, сама бы хотела станцевать многие вещи. Мы не деремся за очередную партию, не подкладываем битое стекло в пуанты, как часто показывают в фильмах, — этого всего нет. Режиссеры и сценаристы любят сильно преувеличивать, лишь немногое в кино соответствует балетной действительности.

На гастролях бывает, что сцену закидывают конфетами. Закрывается занавес, и все артисты бегут за ними, как маленькие, нам приятно что-то получить!

О любви к зрителям 

Несмотря на все недопонимания и нестыковки, высшая цель для артиста балета —  отдача зрителям. Перед каждым выходом на сцену есть волнение. По личному опыту скажу, что если не волноваться, а выходить на раз-два, то ничего хорошего не получится. Нужно нести ответственность, волноваться! Ты выходишь для зрителей. Неважно, что случилось в жизни, какое у тебя настроение, главное — доставить зрителю удовольствие. Это воспитывается с детства: ты обязан прийти в класс, на сцену и выложиться на все 100 %. Не бывает маленькой роли: от каждого зависит, как пройдет спектакль.

В 12 лет я первый раз попала на сцену Мариинского театра. Только когда вышла на нее, поняла, что никогда бы не хотела оказаться в зрительном зале. Никогда. Когда ты со сцены смотришь на людей, пришедших на спектакль, это непередаваемое ощущение. Самая большая победа для нас — аплодисменты. Мы ради них живем, это цель каждого дня. Я не знаю, каково мне будет уйти со сцены, понимая, что занавес закрывается последний раз.
 

Материал опубликован в журнале NewTone

16 апреля 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться