Обложка статьи

Океан в промовизоре

Современные музеи все больше напоминают интерактивные площадки — теперь посетители становятся активными участниками экскурсии, и чаще это возможно благодаря мультимедийным технологиям. О том, как они используются, кем и для чего создаются, рассказывает корреспондент журнала NewTone.

Мультимедийный комплекс создавался постепенно в зданиях Водонапорной башни, резервуара и машинного отделения. «Музей воды» — это разноплановая площадка. Вокруг исторического предмета — Водонапорной башни — построена классическая экспозиция, которая в хронологическом порядке рассказывает историю водопользования. Помимо этого, в 2003 году в музее появилась экспозиция «Подземный мир Петербурга».

«По сути, это была музейная инсталляция петербургского подземелья, — объясняет Татьяна Павловна. — Пешком идешь по трубе на водопроводную станцию, проходишь ремонтную яму, где видны водопроводные трубы, заходишь в подвал дома, где есть распределительный узел воды».

Грамотное водопользование

В 2002 году в бывшем помещении машинного отделения открылся Детский экологический центр. Он представляет собой интерактивные залы, где дети и взрослые могут узнать, как  связана их жизнь с Финским заливом, Балтийским морем, рекой Невой, и увидеть, как люди включены в водопользование. 

Перед входом в интерактивные залы Детского экологического центра расположена карта, которая с помощью подсветки разных слоев показывает, как с помощью ледника формировался рельеф Земли. Далее, в первом зале, дети могут рисовать, складывать трубы, смотреть различные мультфильмы на множестве экранов, встроенных в стену. «Мы даем понять, что люди — часть водных процессов», — отмечает Татьяна Павловна. 

У музея есть свой герой — Капелька, которая является рассказчиком в фильмах и мультфильмах. Например, благодаря сюжету с Капелькой дети могут увидеть, как вода проходит через отстойники и решетки, необходимые для механической очистки сточных вод. На этапе биологической очистки за дело берутся микроорганизмы, живущие в иле. Фрагмент ила на экране увеличен в 400 раз, и аудитория может его видеть.

Красочно о важном

Из первого зала посетители попадают в небольшую комнату, напоминающую кинотеатр. Здесь находится «3D-аквариум» — promovisor, создающий эффект голограммы с помощью нескольких экранов. Например, в фильме о Балтийском море на переднем экране появляются то рыбы, то птицы, то животные, а на фоне отображается вода. «Дети не видят море из окна, и они даже не осознают, что живут на его берегу, — говорит Татьяна Павловна. — Поэтому нам нужно было сделать яркую  познавательную историю, чтобы они это как-то запомнили. Ведь нельзя любить то, чего не знаешь».

В центре следующего зала — интерактивный стол: одновременно несколько пользователей взаимодействуют как с приложениями, так и друг с другом. Например, игра по географии заключается в следующем: с помощью джойстиков посетители могут управлять кораблями на экране, чтобы добраться до острова, указанного в задании. Есть игра, в которой нужно сделать систему водопровода, не потеряв воду и проведя ее через очистные сооружения». 

Также в Детском экологическом центре используются интерактивные экраны, где сначала показывается мультик, а потом дети с помощью пультов управления взаимодействуют с пространством на экране. Например, мультфильм про влияние моющих средств на окружающую среду. После просмотра минутного ролика дети голосуют, а затем обсуждают результаты викторины. «Иногда мультимедиа в музеях создается под влиянием моды, — комментирует Татьяна Павловна. — Если контент слабый, неразработанный или мог быть показан и без экрана, это чувствуется. Здесь же мы обсуждаем с детьми сложнейший вопрос в легкой форме, и это гораздо лучше сухого выступления докладчиков».

Полное погружение

Экспозиция «Вселенная воды», которая открылась в 2009 году, изначально была задумана как мультимедийная. Элементы этой среды уже создавались в зарубежных музеях, но в Санкт-Петербурге сотрудники «Музея воды» были первыми, кто начал эти инновации активно внедрять в музейное пространство. Инсталляция создана в бывшем резервуаре, который в XIX веке хранил воду. Сейчас этот производственный объект превратился в культурно-образовательное пространство.

«Вселенная воды» представляет собой большую инсталляцию, состоящую из множества маленьких, в том числе мультимедийных и художественных. «Инсталляция — это пространственная композиция, которая эмоционально воздействует на человека, — поясняет эксперт. — Она может быть статичная или динамичная, но главное — она позволяет задать вектор размышления».

В 2013 году к комплексу были добавлены карты в технологии маппинга. Появились 3D-промовизоры, на них изображены древние животные, которые смогли выйти на сушу.  В середине инсталляции находится триптих экранов. На каждом транслируется свой фильм, но они показывают цельную картину. Кроме того, в экспозиции используются полупрозрачные экраны, символизирующие воду. Посетители понимают, что перед ними экран, но при этом сквозь него можно смотреть, как через воду.

Многообразие представления

В музейном пространстве можно изучить множество наук, так или иначе связанных с темой инсталляции. Например, география дает понять, сколько воды есть на планете и что такое «доступ к воде». Для биологии важно значение воды в жизни живых организмов. Химия изучает молекулы и строение воды, как вещества.

«Наша экскурсия — это комбинация разных точек этого зала, где мы включаем мультимедийную инсталляцию, — рассказывает Татьяна Павловна. — Если мы говорим о запасах воды на земле, то используем карту, сделанную в виде маппинга. У нее несколько сценариев. Мы можем увидеть самые крупные реки и озера или океанские течения». 

В интерактивном столе «Вселенной воды» представлены не только игры, но и исторический контент. Например, есть приложение, позволяющее увидеть, как изменялся облик города с петровских времен и до наших дней. Выбираешь года на ленте времени, нажимаешь на карту и смотришь, что появилось на этой территории. 

Благодаря мультимедийным технологиям водное пространство таинственным, непознанным и значимым, а ты ощущешь полное погружение в атмосферу океана, узнаешь много нового про воду и ее связь с нашей жизнью. 

Материал опубликован в журнале NewTone

4 сентября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться