Обложка статьи

Вспять

Ручей звал нас к себе, вынуждая перепрыгивать в вездесущих солнечных лучах через вылезшие на поверхность корни деревьев, по пушистому и неприятно пахнущему мху.

Благодаря сцеплению с мшистыми камнями можно устоять на месте, слегка наклонившись над потоком воды и не опасаясь стать его частью. Я подошла ближе к ручью, согнула ноги, чтобы присесть в удобную для созерцания позу. Вещи в карманах больно уперлись в бока, поэтому пришлось вытащить их и с показной небрежностью бросить на ковер из листьев. Телефон, и без того разбитый, самая эластичная в мире резинка для волос, блокнотик, ручка без чернил и канцелярская скрепка. Я вспомнила один интересный факт про нее: обычный человек с типичным мышлением может придумать до 20 применений канцелярской скрепки, в то время как латеральность мышления позволяет представить в 10 раз больше возможностей. Пока я придумала 76, моя спутница — 10.

Д. создана, чтобы неуклонно следовать всего лишь двум пунктам: не быть назойливой и помогать мне в авантюрах. В ее глупой голове все перемешалось и вылилось в «следовать за мной по пятам и мешать любыми способами». Я и не догадывалась, что Д. решит продемонстрировать свою неспособность усваивать простейшие понятия так явно, что злость прорвет мою повседневную учтивость и терпение. Начинала она, как всегда, с малого.

— Что-что? Как я провела день? Сегодня был саммит по личностному росту у какого-то там бизнес-коучера, — говорит Д., помахивая смятым буклетом. — Есть hard skills, которые включают в себя различные профессиональные… способности и умения. А еще есть не менее важные soft skills, типа как…

«Как набор навыков, обсуждать которые никогда не перестанет постиндустриальная часть человечества», — подумалось мне. К ним относятся навыки по коммуникациям, работе в команде и, возможно, даже креативности. Д. переиначила все на свой лад: коммуникационные навыки для нее — трескотня, адаптивность — ханжество, а креативность ограничивается походами на тренинги, где на мягких разноцветных пуфиках люди сидят в кругу и мнят себя творческими личностями.

Глупая индифферентная Д. состоит из воды на сто процентов. Я сделала ее сама, потому что нужен был помощник. Я не встречала магов воды давно, а если чего-то нет — создай это сам! И вот она решила восстать против своего создателя:
— Я не стану помогать тебе, не вижу мейн пойнт.

Держа руки над водой, я пыталась настроить центр тяжести, который, благо, в нескольких сантиметрах от поверхности камня. Напрягла руки, почувствовала характерное покалывание, но ручей безмятежно продолжил свой путь. Д., которая должна была помогать мне в этом деле, мягко перетекла на другую сторону ручья и начала играться с папоротником.

Я вспомнила Венесуэлу, эту чудесную обитель, где находится Анхель — самый высокий водопад в мире. В толпе изумленных и испуганных до смерти людей, замерших, словно под взглядом Горгоны, нашла одного парня, который остался единственным оплотом спокойствия и напускной дерзости. Куда он смотрел и почему его руки простерлись, словно за дружескими объятиями, к высочайшему водному уступу на планете?

А потом Анхель перестал выглядеть так, как на красочных туристических открытках. И вот уже никто не был в силах пошевелиться: созерцание водопада сбило с толку, а кровь на секунду остановилась в артериях. Вода Анхеля начала двигаться в обратную сторону.

***

Здесь, в лесу, я попыталась повторить подвиг венесуэльского гения: повернуть течение вспять, пока Д. перебирала листья орляка, эти древние эволюционные открытки. Орляк обыкновенный — многолетний травянистый папоротник; вид рода Орляк семейства Деннштедтиевые, что, несомненно, будет выделено в Word красным цветом. Ручей оставался безмятежен, в свете моих неудач его текучесть даже раззадорила меня. Не получилось одно решение — пробуй другое. В этом и есть моя сила.

— Ты всегда считаешь, что лучше меня, что твои скиллы производят впечатление. Не стоит думать, что твое мышление дает тебе преимущества, — это была Д., но сказанным она надавила на живое.

По воде пошла рябь, многочисленные капли начали двигаться в обратном направлении, вода вспенилась, забурлила, и все больше и больше капель изменяли вектор движения. Устье стало истоком, исток — устьем. Я привстала и окинула самодовольным взглядом итог странного акта вандализма над природой.

— Вода — это течение, сила, скорость. Кристаллизация и парообразование. Умение принимать разные формы, или адаптивность, творческая струя, жизненная энергия, дельты и бесчисленные потоки. Это — креативность, это — латеральное мышление. И я укротила ее.

Мне хотелось смеяться и плакать, добавить капель в ручей. Еще немного, и я заморожу все гейзеры, превращу в пар Ледовитый океан, перенесу ледники в Африку.
— А теперь я задам тебе вопрос, Двойник. Считаешь себя моей копией, значит, и мышление у тебя такое же.

Она поняла меня, почувствовала, что не в силах отрицать.
— Можешь придумать 200 применений для канцелярской скрепки?

 

Максим Девяткин, литературный обозреватель

Диана Асатуллина призывает читателя к диалогу, причем на такие разные, острые и волнительные сегодня темы, как излишняя подчас рефлексия, попытки «стать лучшей версией себя». С одной стороны, рассказ «Вспять» — это способ заглянуть внутрь себя: «отражение» и таинственная тень Д. есть не что иное, как саморефлексия и попытка без прикрас взглянуть на ту сторону личности, которую обычно не выпускают в мир. С другой, это своеобразный внутренний монолог, который ведет нас сквозь рассказ с деталями, вроде скрепки и глупых коуч-тренеров, прорубает дорожку из серого, покрытого мхом леса к красивейшему водопаду Венесуэлы. Рассуждение приходит к завершению, и, смотря на этот водопад вместе с героиней, понимаешь, что вот он — взгляд к корням, к тому, что действительно важно и вечно. Здесь речь о пути к укрощению внутренней стихии, о том, что может дать силы на новые свершения и надежду. Ведь в жизни можно не только договориться со своей тенью и укротить ее, но и повернуть вспять течение водопада.

Рассказ опубликован в журнале NewTone

14 октября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться