Обложка статьи

Киноистории: границы дозволенного

«Терминал»

Страна, год: США, 2004
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Том Хэнкс, Кэтрин Зета-Джонс и др.

Виктор Наворски (Том Хэнкс) прилетел в США из славянской Кракожии — вымышленной страны — сбанкой из-под арахиса, наполненной джазом. Пока герой находился в воздухе, на его родине произошел политический переворот. Теперь Наворски — гражданин несуществующего государства, а для США он «нежелательный элемент». Служба безопасности не может позволить ему покинуть аэропорт. Но и улететь Виктор не может: Америка еще не признала новую Кракожию как государство. Герою ничего не остается, кроме как жить прямо в зале ожидания на протяжении нескольких месяцев.

Трагикомедия основана на реальной истории иранца Мехрана Карими Нассери, у которого в 1988 году в Париже украли сумку с документами. Из-за этого беженец жил в аэропорту Шарль де Голль с 26 августа 1988-го по июль 2006-го. Правда, документы ему восстановили в 1998 году, но Нассери отказался покидать аэропорт. Этим он очень отличается от нашего героя: Виктору Наворски нужен был не только один день в Большом Яблоке, но и возвращение на любимую родину.

Картина показывает абсурдность бюрократии и законов, которые вместо того, чтобы помогать человеку, заводят его в тупик. Это подчеркивается и главной линией сюжета, и сопутствующими эпизодами. Например, когда один из пассажиров хочет провезти жизненно необходимое лекарство для отца, таможенная служба запрещает это, потому что нет специальной бумаги. Но уже через несколько минут задержанный изменяет показания: это таблетки для козы. Делает он так потому, что на препараты для животных никаких бумаг не требуется. Только после этого мужчину отпускают. Поэтому гоголевский смех сквозь слезы будет особенно актуален для российского зрителя. В то же время Том Хэнкс вновь рассказывает о том, что «жизнь — везде жизнь» (как, например, в фильме «Изгой»), но уже под другим углом: граница с желаемым не физическая, а формальная. А она, к сожалению, не менее прочна. Хорошо, что Наворски невероятно обаятелен — эта граница не смогла перед ним устоять.

Границы человеческих возможностей

«Толя-робот» (сериал)

Режиссер: Алексей Нужный

Год: 2019

 

 

 

 

 

 

Иллюзорные границы

«Побег» (сериал)

Режиссер: Бобби Рот

Год: 2005-2017

 

 

 

 

Временные границы

«Тьма» (сериал)

Режиссер: Баран бо Одар

Год: 2017-...

 

 

 

 

Материал опубликован в журнале NewTone

9 ноября 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться