Обложка статьи

Первый (не)классический

Не забыть в вуз ноутбук, заглянуть в группу ITMO.STUDENTS во «ВКонтакте», загуглить ответ на паре... Из этого складывается обычный день обычного студента нашего вуза сегодня. Четверть века назад было не так. А как — рассказывает выпускник кафедры оптико-электронных приборов и систем ЛИТМО Сергей Краузе.

Как поступали в университет без ЕГЭ и ITMO.STARS?

Учиться в ЛИТМО я не планировал. В то время можно было подать документы только в один вуз, и я отнес их в ЛЭТИ. Там же сдал вступительные испытания, но в итоге не смог пройти на ту специальность, на которую хотел. В последний момент изменил решение и за какие-то минуты до окончания работы приемной комиссии перенес документы в ЛИТМО (перечень вступительных испытаний совпадал, и здесь мне их перезачли). Накануне дня рождения увидел свою фамилию в списке поступивших (бумажном, конечно), так что это стало для меня огромным подарком. Хотя ЛИТМО тогда был настоящей terra incognita для меня. Поступая, я побаивался курса оптики, поскольку после изучения школьной физики осталось непонимание ее формул и законов, но, когда начал учиться здесь, полюбил этот предмет.

Откуда брали информацию для учебы, когда интернета еще не было?

Каждый учебный год у нас начинался с того, что мы шли в библиотеку со списком рекомендованной литературы. Помню длинную очередь и высокие стопки книг… У меня был специально куплен большой портфель-дипломат, я забивал его полностью и еще всегда брал с собой пакет. А в конце года, наоборот, нужно было все это отдать, и, не дай бог, какую-нибудь книгу потерял… По материалу курса были методички, вопросы по практическим занятиям задавали лектору или лаборанту. Редко какие-то книги покупали: за всю свою учебу приобрел не более трех-четырех. Доклады, рефераты и курсовые писались от руки в читальном зале, это было очень удобно, потому что не приходилось носить книги туда-сюда.

Как списать без смартфона и не быть пойманным?

Я очень редко списывал, хотя не скрываю, на истории КПСС этим занимались всем потоком. Зачем инженерам знать, когда партия решила провести коллективизацию, когда раскулачивание, когда еще что-то, — мы так и не осмыслили. Преподаватель относился к этому с пониманием. Помню, как на одной из самостоятельных работ я заметил в столе оставленные кем-то конспекты и решил ими воспользоваться. Свои шпаргалки не сделал, так как в списывании был не силен. Потянул на себя эту тетрадку, а она оказалась состоящей из отдельных листиков, и они разлетелись по аудитории. Было стыдно, но преподаватель сделал вид, что не заметил. Еще все списывали на военной кафедре. Тогда она была обязательной, и за двойку там отчисляли из вуза, а за тройку лишали повышенной стипендии.
Но, по большому счету, у меня была проблема не в отсутствии знаний, а в волнении на экзамене: поначалу с этим было трудно справиться.

Какие воспоминания о вузе самые теплые?

Как на первом курсе по инициативе кафедры физической культуры проводилось спортивное ориентирование в лесу. Многие чуть не потерялись при прохождении маршрута. Вдобавок команды соревновались в поиске предметов, и потом оказалось, что некоторые жульничали и перевешивали ориентиры, чтобы другие не могли их найти.
В ЛИТМО я научился неплохо играть в волейбол, хотя в школе сильно не любил эту игру. Также какое-то время наша группа посещала по направлению от института бассейн ЛИИЖТа (Петербургского государственного университета путей сообщения — примеч. ред.) рядом со станцией метро Горьковская. Это было очень здорово.
Вообще, у нас попался достаточно дружный поток, мы до сих пор общаемся, каждые пять лет обязательно приезжаем на вечер встречи выпускников, куда к нам приходят и преподаватели. Например, профессор Игорь Алексеевич Коняхин, которому я многим обязан как своему учителю.

Есть ли что-то привычное для нынешнего студента, чего вам во время учебы не хватало?

Тогда колоссальной мечтой был персональный компьютер. У нас проходили пары по программированию, но работать приходилось на централизованной ЭВМ. К ней подключались порядка двух десятков терминалов, на которых мы выполняли лабораторные работы. Внешне устройство выглядело как стационарный компьютер, только без мыши. «Настоящие» же ПК были очень дорогими, а привлекали еще и по причине появления компьютерных игр. Уже будучи старшим лаборантом, в конце рабочего дня я искал возможность остаться и немного поиграть на одном из компьютеров, появившихся в корпусе в переулке Гривцова.

«Раньше было лучше» — можете ли вы сказать так об образовании?

Да, могу. Я не утратил контакт с преподавателями, которые работают, и, с их слов, многое ухудшается. Студенты приходят с меньшей базой знаний, многие не читают книги, получая информацию из интернета в адаптированном виде. Но это не только об Университете ИТМО: все высшее образование, на мой взгляд, становится хуже.

Какими качествами отличается сегодняшний студент от студента вашего времени?

Раньше студент был гораздо более эрудирован. Я сам сейчас преподаю в вузе, поэтому отчасти понимаю, почему так получилось. Дело в том, что информацию теперь найти намного легче. Еще хочется назвать целеустремленность. Не то чтобы она сейчас отсутствует, она стала другой. В мое время существовала некая предопределенность: ты идешь на военную кафедру — у тебя нет выбора, ты учишься пять с половиной лет — у тебя нет выбора, ты по распределению идешь работать — у тебя нет выбора... Но, несмотря на это, все же была некая концепция, на которую ты соглашался, выбирал дальнейший путь. Сейчас же многие студенты вообще не представляют, где они окажутся после вуза.

Что из полученного в университете больше всего пригодилось в жизни?

Есть две вещи, усвоенные за время обучения в вузе, которые очень помогают мне сейчас как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Во-первых, не надо знать все — надо знать, где все найти. По сути, решение задач начинается с поиска алгоритма. Во-вторых, настоящий инженер (и не только он) не должен изобретать велосипед, а обязан посмотреть, что уже было сделано до него.

Как сложилась ваша жизнь после окончания ЛИТМО?

Когда я выпускался, распределение упразднили, и предприятия, куда мы были предварительно отнесены, нас, конечно, больше не ждали. Мне предложили остаться на кафедре старшим лаборантом, и я согласился. Так что ЛИТМО стал моим первым местом работы. После получил второе высшее — юридическое образование в СПбГУ (вдохновил изучать эту сферу преподаватель советского права в ЛИТМО Олег Константинович Федотов). С 1996 года занимаюсь преподавательской деятельностью, в последние годы — в Политехническом университете. Практикую как адвокат уже много лет, и надо заметить, что среди выпускников ЛИТМО много адвокатов, причем хороших: техническое образование очень помогает в этой деятельности. В 2017 году я был избран в совет Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, кроме того являюсь заместителем ее президента и возглавляю комиссию по защите профессиональных прав адвокатов.

Материал опубликован в журнале NewTone

3 декабря 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться