Обложка статьи

Что ты сделал для VR?

Раньше погрузиться в виртуальную реальность можно было только в VR-клубах. А сейчас уже не составляет труда купить шлем и оказаться в цифровом мире. Как сделать пребывание в нем более комфортным? Такую задачу решает команда разработчиков из Университета ИТМО, которая создала контроллер для передачи движения в виртуальном пространстве. Галина ЛАРИОНОВА поговорила с ними и узнала, как изобретение может повлиять на жизнь обычных людей.

Я несколько раз играла в VR-игры, и сам процесс меня восхищал. Однако, после того как снимешь шлем, требуется некоторое время, чтобы вспомнить физику реального мира. К тому же появлялась головная боль, когда вместо реальных действий, ограниченных в маленьком пространстве, ты резко должен передвигаться с помощью кнопок на ручных контроллерах. Поэтому когда команда из студентов и сотрудников Университета ИТМО создала проект контроллера для передачи движения в виртуальном пространстве, который решал мою проблему, то я решила протестировать его на себе.

Зачем нужен контроллер

Меня встречают Юрий Гневашев, Георгий Коновалов, Глеб Менжицкий и их научный руководитель Константин Горшков. Сергей Ловлин и Даниил Посохов, оставшаяся часть команды, к сожалению, прийти не смогли.

Пока Юрий, Георгий и Глеб настраивают приборы, Константин Горшков рассказывает об истории проекта. Оказывается, Юрий Гневашев делал проект в качестве хобби, а год назад он подошел к Константину Сергеевичу. Тот посоветовал набрать коллектив, и Юрий привел еще трех одногруппников, с которыми подготовил первоначальный прототип. Сначала они выступили на КМУ, затем весной выиграли конкурс программы «Умник». Потом в программе «Старт» выиграли грант на создание малого инновационного предприятия, а сейчас оформляют документы на открытие ООО «ВР-СТЕП».

На вопрос об актуальности прибора Константин Сергеевич отвечает, что сложные устройства хоть и позволяют воспроизводить перемещения в виртуальном пространстве, но им требуется или полноценная беговая дорожка, чтобы действительно бежать, оставаясь на месте, или система масштабного трекинга HTC VIVE, которая подразумевает развешивание камер по периметру комнаты для считывания движений пользователя. «Оба способа дорогие и требуют большого пространства. Мы же предлагаем только один девайс. Его можно использовать в ограниченном пространстве одной комнаты, датчики помещаются на ноги и тело человека. А стоимость устройства планируется порядка 10–20 тысяч. Для сравнения: всенаправленные беговые дорожки стоят около 150 тысяч. Поэтому контроллер и считается наиболее бюджетным аналогом такого вида перемещения».

Калифорнийский стартап WalkOVR, который преследует похожую цель, в мае 2019 года собрал на платформе Kickstarter около 25 000 долларов.

Наконец настройка оборудования заканчивается, и к диалогу присоединяется Юрий Гневашев, объясняя, в чем разница между ними и конкурентами. Оказывается, аналог связан набором датчиков, которые закрепляются на теле, при этом все они соединены кабелем. Это усложняет подготовку к игре, так как человек тратит время, чтобы все надеть на себя. А их устройство планируется полностью беспроводным и ограничивается всего тремя датчиками.

Как помочь проекту

Юрий рассказывает, что проект создавался, чтобы снизить дискомфорт при стандартном перемещении в виртуальной реальности. Сейчас ребята проводят опрос среди студентов, чтобы убедиться в том, что устройство выполняет свои функции. По результатам они сделают публикацию в журнал Virtual Reality издательства Springer. Опрос прошли уже около 50 человек, и положительные отзывы преобладают. Всего планируется опросить более 100 студентов.

Константин Горшков добавляет, что опрос — это стандартный тест, который применяется с начала 90-х годов для оценки ощущений пользователей виртуальной реальности. Ведь шлем и VR использовались и ранее, например для тренировок пилотов.

На своем опыте

После этого мы переходим к демонстрации. Мне не разрешают сразу надеть шлем, а предлагают посмотреть, как с оборудованием взаимодействует команда. Юрий Гневашев объясняет, что компьютер воспринимает контроллер как обыкновенное устройство ввода. Его можно использовать в любом приложении под SteamVR, которое поддерживает плавное перемещение.

Глеб Менжицкий показывает, как пользователю следует идти, чтобы передвигаться в пространстве. Наклоняя корпус влево или вправо, по диагонали, ты регулируешь направление.

Юрий добавляет, что устройство состоит из гироскопов, чтобы определять наклон, и двух акселерометров, чтобы измерять ускорение ног. То есть считывается положение и движение частей тела и передается на компьютер через ресивер.

Меня предупреждают, что, так как контроллер предполагает движение на месте, а не в пространстве, снижается некоторая степень погружения. Но такой процесс все равно реалистичнее, чем стояние на месте. Это сделано для достижения максимальной компактности и оторванности прибора от каких-то больших платформ или дорожек.

Нужно понимать, что игра подразумевает физическую нагрузку. Однако для кого-то это плюс, так как увеличивает погруженность. К тому же устройство может быть использовано в фитнес-приложениях, например если пользователь хочет пробежаться.

После объяснений меня допускают к испытаниям. Сеанс длится 15 минут, из них почти 13 я пытаюсь привыкнуть ходить на месте. Контроллер не всегда реагирует на мои движения, и, как выясняется, причина в недостаточной чувствительности прибора. Однако мне объясняют, что вопросы калибровки решаемы, поэтому реальные пользователи сами определят параметры прибора. Главный же плюс в том, что после окончания демонстрации я не чувствую никаких негативных последствий игры: голова на месте, а пол не уходит из-под ног. Хотя находилась я внутри иной реальности дольше обычного.

Несколько слов о будущем

После демонстрации Юрий рассказывает о дальнейшем продвижении проекта: «Мы хотим обратиться в VR-клубы, чтобы предоставить им устройство и узнать спрос. В скором времени появится сайт. Также планируем рекламу на различных ресурсах. Вот я сейчас вам даю интервью — тоже реклама».

Контроллер первоначально нацелен на широкую аудиторию, но в России пока не очень популярно использовать шлемы в домашних условиях. Поэтому разработчики и обращаются к компаниям, которые используют VR для обучения персонала.

Константин Горшков добавляет, что они уже сотрудничают с Международной российско-американской компанией «5518 Studios».

Хоть сейчас проект и находится на уровне «гаражного» производства, как выражаются участники, но сколько революционных изобретений начинались с того же?

7 февраля 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.