Обложка статьи

Театральный обзор: животные инстинкты

Звериные истории («Бис»)

Постановка: Молодежный театр на Фонтанке

Режиссер: Семен Спивак

В ролях: Андрей Шимко, Алексей Одинг, Анастасия Тюнина и др.

Первое, что замечаешь, когда заходишь в зрительный зал,— песок на сцене, очень много песка. Взгляд перемещается на полуразрушенный трамвай, волейбольную сетку, несколько венских стульев, раздевалку и одинокую дверь посреди всего этого. «Потолок» сцены увешан перевернутыми зонтиками, гирлянды горят теплым светом, и кажется, будто сейчас подует теплый морской ветер. Перед нами пляж, который опустел с окончанием лета.

Спектакль состоит из нескольких коротких пьес, в которых главными героями становятся животные: от домашних, вроде кошек или коров, до диких, например утконоса, бабуина или леммингов. Есть два актерских состава — «Браво» и «Бис», в каждом из них разные характеры персонажей, но схожие судьбы. Режиссер советует сходить на обе версии, чтобы составить полное представление о постановке.

Вы не увидите на актерах грим с нарисованными мордочками, накладные уши или хвосты. Сходство с животными достигается только за счет игры и поведения: вот актриса в роли индюшки по-птичьи выгибает шею, у актеров-попугаев есть характерный говор, а утконос... Он размышляет о своем теле и роли в обществе.

Истории точно попадают в наши болевые точки. Индюшка Пенни (Алиса Варова) мечтает играть на саксофоне, несмотря на то, что у нее нет пальцев и губ. Она называет друзей, которые смеются над ней, индюками с негативным мышлением и уходит искать саксофонное дерево, скрываясь за той самой дверью, что стоит посреди сцены. Мы не знаем, что за ней — пустота или воплощение мечты, — но слышим мелодичные звуки саксофона, после того как убегает Пенни.

Попугаи (Алексей Одинг, Юлия Шубарева) — типичная семейная пара, где жена работает и таскает тяжелые сумки, а муж вечно ей недоволен и устраивает сцены прямо в трамвае. Утконос (Андрей Шимко) рассуждает о смысле жизни, боится, что, когда он исчезнет, ничего не останется после него. А невеста-мышь (Анастасия Тюнина) стоит перед сложным выбором: сыр в мышеловке или хлебные крошки на воле. Весь ее мир сужается до этого кусочка сыра, она начинает обвинять его в том, что именно из-за него и существуют ловушки. Прямо как люди, которые не могут устоять перед искушением, хотя знают о последствиях своего выбора. Кошка Мэгги (Марина Ордина) не хочет, чтобы ею манипулировали, и отказывается гоняться за ниткой, хочет свести счеты с жизнью, потому что не видит другого решения проблемы. Не нужно винить руку за то, что охотишься на нитку, ведь это твой выбор: игнорировать ее или бежать за ней.

В этих животных и их историях мы находим себя: свои страхи, мысли, мечты и переживания. Под неутихающие аплодисменты актерам мы задаемся вечными вопросами: кто я, зачем я здесь, что ждет меня впереди, не дурак ли я?

 

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

  • У ковчега в восемь

Постановка: театр «Мастерская»

Режиссер: Екатерина Гороховская

  • Кошка, которая...

Постановка: театр «Кукольный формат» («Кукфо»)

Режиссер: Виктор Антонов

  • Алиса в стране чудес

Постановка: театр «Мюзик-Холл»

Режиссер: Ирина Фокина

Материал опубликован в журнале NewTone

29 февраля 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться