Обложка статьи

Театральный обзор: в гости к Герде

КОМНАТА ГЕРДЫ

Постановка: театр «Особняк»

Режиссер: Яна Тумина

В ролях: Герда — Алиса Олейник, Комната — Дмитрий Чупахин / Евгений Филимонов

Представьте перед собой комнату: три стены, небольшое окно, фотографии в рамках, клетка с бабочкой, книжная полка и вешалка с одеждой. Одновременно пустое и до краев полное пространство сцены. Посреди комнаты будто из ниоткуда появляется старушка (Алиса Олейник) и начинает готовить кофе, но сначала барахлит кофемолка, затем стол не дотягивается до стула, потом наоборот, а в итоге чашку ворует ворон. Все предметы выдвигаются из стен или будто по волшебству материализуются из воображения главной героини.

В комнате-трансформере постоянно что-то меняется, она живет вместе с Гердой и становится всем ее миром. Стол за время спектакля превращается в лес, лодку, реку и лошадь. Актриса настолько легко и естественно взаимодействует со всеми предметами, что они буквально оживают: ворон из кожаной перчатки и принц из картона, говорящие розы и двигающееся пальто. А шаль становится снежными просторами, по которым Герда скачет верхом на северном олене. Даже ее наряд постоянно меняется: подол длинной юбки то натягивается и превращается в склон, то помогает разметать снег, а иногда и вовсе прячется под брюки.

Важные трансформации происходят и с самой главной героиней: вот она надевает маску дряхлой старушки, а уже через несколько минут перед нами маленькая девочка, которую сменяет одноглазая усатая разбойница и спрашивает у зрителей: «Страшно? Понятно?» На самом деле ничего не понятно. Герда вспоминает или прокручивает в голове план действий? А может быть, она уснула под шепот цветочницы, забыла о Кае, и ей все это снится? Почему героиня прячется за масками? Заперта ли она в комнате или просто боится выйти?

Мы ищем ответы на протяжении всего спектакля. В анонсе написано, что зритель свободен в трактовках. Значит, никто не знает точно, что произошло? Нашла ли Герда своего Кая? В финале она решительно взваливает на плечи рюкзак с ледяными глыбами, берет пальто, лыжи, клетку с бабочкой — все накопленные вещи, с которыми бывает так жалко расставаться, — и не может устоять на ногах под тяжестью своей ноши. Когда цель так близко, багаж не дает ей сдвинуться с места: страхи, привычки и предрассудки тянут вниз. Легко узнать себя в истории Герды. Мы боимся потерять или вовсе не найти близкого человека и остаться в одиночестве. Прокручиваем в голове сотни сценариев, но не действуем. Множим свои страхи, копим обиды, чувствуем вину за то, что пытались, но не смогли сделать. Откладываем на завтра выход из комнаты и наконец опаздываем.

РЕКОМЕНДУЕМ ПОСМОТРЕТЬ

• Когда я снова стану маленьким
БДТ им. Г. А. Товстоногова
Режиссер: Евгений Ибрагимов

• Даниил Хармс. История сдыгр аппр
«Такой театр»
Режиссер: Юрий Васильев

• С Чарльзом Буковски за барной стойкой
«Pop-up театр»
Режиссер: Семен Александровский

• Невидимая книга
«Невидимый театр»
Режиссер: Семен Серзин

Материал опубликован в журнале NewTone

Фото с сайта театра «Особняк»

22 мая 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться