Лучший способ найти практику — придумать ее самому
Чем дизайн похож на фигурное катание и действительно ли мы нуждаемся во вдохновении? Об этом рассказала для «Мегабайт» студентка Университета ИТМО, веб-дизайнер Полина Киселева.
Как долго ты занимаешься веб-дизайном?
— Я начала заниматься серьезно только в мае прошлого года. До этого пыталась создавать сайты на Tilda, но мне не хватало базы: решила купить образовательный курс.
Tilda — платформа, представляющая собой блочный конструктор сайтов.
Я очень импульсивная и первые два месяца активно погружалась в тему: делала все задания, практиковалась, — а потом азарт ушел, мои мысли были заняты выпускным и поступлением. К хобби я вернулась лишь в прошлом сентябре, сразу взявшись за заказ (это был логотип). Дизайн захватил меня, потому что я всегда хотела заниматься чем-то творческим и быть при этом с компьютерами на короткой ноге.
Почему ты выбрала именно эту сферу творческой деятельности?
— Диджитал имеет спрос и будет становиться еще более востребованным в будущем: обществу все больше важна визуализация, нежели текст. Моя приверженность ко всему эстетическому подтолкнула остановиться именно на веб-дизайне, потому как мне хочется делать окружающее красивым. Тем не менее у меня есть опыт работы и с «живыми» материалами. Пристрастие к выстраиванию стилистики появилось, когда я стала работать оформителем в детском лагере. Это требовало определенного внимания к деталям: нужно было не просто придумывать, как превратить обычный лагерь в сказку на неделю, но еще и своими руками делать все из достаточно примитивных подручных материалов.
Но победил в итоге все же веб-дизайн?
— Да, именно он. Я делала логотипы, оформляла социальные сети. Сейчас я в большей степени увлечена графикой: занимаюсь разработкой печатной продукции (плакаты, афиши, баннеры, наклейки), но веб не забрасываю.
Как именно хобби раскрывает твое «я»?
— Я наркоман знаний: мне просто необходимо проходить какие-то курсы, смотреть вебинары, участвовать в мастер-классах. Дизайн покрывает мою потребность в обучении. Эта сфера постоянно развивается, новых знаний — поле непаханое. Также дизайн дарит окружение. В проектах, где я участвую, люди горят своим делом, и это очень мотивирует что-то делать. Кроме того, хобби приносит мне деньги (когда я все-таки решаюсь писать заказчикам, которые могут заплатить) и развивает творческий потенциал.
С чего начать новичку?
— Сначала нужно познать основы дизайна: композицию, типографику, цвета. То, без чего очень трудно работать даже с элементарной версткой текста. Это как с катанием на коньках: сначала ты учишься толкаться и просто ездить по кругу, и только потом приступаешь к чему-то более сложному. Далее советую определиться со сферой, в которой хотелось бы развиваться и работать. Для каждого сегмента нужны определенные скиллы в конкретных программах. Часто понимание того, каким дизайном хочется жить, приходит лишь по мере работы. В этом нет ничего страшного, любые навыки будут полезны. Следующим шагом должен стать выбор метода обучения. Можно остановиться на людях, которые разбираются в опредленной области и дают тебе структурированную информацию, либо смотреть бесплатные видео в интернете. Я выбрала первый вариант и не разочаровалась. Полагаю, если бы я занималась самостоятельно, быстрого прогресса бы не случилось.
Полина советует пройти курсы:
Какие можешь дать советы относительно прокачки скилла?
- Пожалуйста, не делайте огромных перерывов.
Будут моменты, когда от простых неинтересных заданий захочется лезть на стену, но любой навык — это мышца, которая развивается только постоянными тренировками. - Главная привычка дизайнера — смотреть очень много дизайна.
Подпишитесь в Инстаграме на известных (и не очень) дизайнеров, заведите себе профиль на Behance и Dribble, Pinterest тоже очень классная платформа. Заставляйте ваши глаза поглощать как можно больше красивого хотя бы по 10 минут в день. Это даст возможность повторить в своих работах то, что вас вдохновляло. - Впитывайте информацию.
Слушайте лекции известных дизайнеров, проходите интенсивы, копируйте дизайн понравившихся работ, читайте книги.
Полина советует почитать:
- «Дизайн привычных вещей», Дон Норман
- «О шрифте», Эрик Шпикерман
- «Теперь вы это видите», Майкл Бейрут
- «Загмайстер и Уолш: О Красоте»
Где найти практику?
— Лучший способ найти практику — придумать ее самому. Существует какая-то компания, допустим «Сосиска», и ее представители хотят провести редизайн. Начинаешь придумывать, как организовать их социальные сети, как оформить печатную продукцию: буквально создаешь кейс из своей головы. Это непросто, но весьма эффективно. При этом совсем не обязательно делать много. Одна страничка чек-листа, слайд презентации, маленький логотип уже будут очень полезны для навыка.
Проекты в университете помогают прокачивать скилл?
— Если говорить про учебу, то я считаю, что проектная деятельность определенно повышает уровень мастерства. Важно помнить, что документ, презентацию или же спич можно оформить и сделать стильными. Я, например, все свои презентации для лабораторных и домашек дизайню. Это очень помогает сформировать гибкость мышления и служит практикой для разного стиля дизайна (серьезный, коммерческий, молодежный и так далее).
В какой момент ты поняла, что хобби становится работой? Расскажи про свой первый заказ.
— Я изначально была настроена на то, что дизайн не будет просто увлечением. Первым моим заказчиком была мама. На тот момент она занималась развитием небольшого бизнеса и попросила оформить социальные сети. Ну, я и сделала. Бесплатно, разумеется, но опыт был интересный.
Как ты относишься к тому, что дизайн как работа задает определенные рамки?
— Я не совсем идейная девочка, поэтому рамки меня спасают от многочасового высиживания идеи. Когда есть четкое ТЗ и критерии, становится проще искать референсы, элементы, цвета и шрифты. Так что для меня это наоборот некий спасательный круг. Для меня все, что не копипаст, — это уже творчество. Но иногда, конечно, хочется, чтобы можно было вводить больше необычного, выходящего за рамки. Мои учебные работы позволяют так делать: практика на курсах, по сути, имеет только ограничение по формату (чек-лист, презентация, текстовый файл), а дальше — полет фантазии.
Полина советует изучить:
Полезности, лайфхаки, фичи
Эстетика, вдохновение
Как быть, если ТЗ, которое скидывает заказчик, откровенно ужасное?
— Разговор с заказчиком для многих очень болезненная тема, потому что люди привыкли думать, будто заказчик всегда прав. Дизайнер, в первую очередь, должен помогать заказчику в продвижении и продаже его продукта. В связи с этим мы стремимся создавать наиболее приемлемый, современный, хорошо продуманный дизайн. Поэтому, если вижу, что ТЗ откровенно ужасное, я аргументированно стараюсь объяснить, почему, например, не следует вводить неоновый розовый цвет в презентацию для финансовых инвесторов.
Вдохновение для тебя — важный аспект?
— Я не верю во вдохновение. Если бы я каждый раз ждала вдохновения, то месяцами бы плевала в потолок. Аппетит приходит во время еды. Именно начать работу требует нереальных усилий, но зато потом меня просто не оторвать: могу часами сидеть, а затем очнуться посреди ночи с мыслями «То есть как это я просидела 6 часов за дизайном?!»
Как мотивируешься двигаться вперед?
— Я очень хочу видеть свои работы, проезжая по городу и замечать свои афиши, логотипы, плакаты, бренды. Для любого творца это важно. Это желание заставляет развиваться. Я люблю быть лучшей в чем-либо. Я стремлюсь стать экспертом, на которого будут равняться, которого будут считать важным в области дизайна. Очень хочется стать достойной и попасть в дизайнерское агентство, потому что это уже совершенно другой уровень работы, как мне кажется. Там ты уже не один. Ты в команде людей, которые говорят с тобой на одном языке. Цели — лучший мотиватор.