Обложка статьи

По ту сторону сессии

Сессию студента представить несложно: совместные завтраки с проектами и отчетами, обеды в обществе конспектов, бессонные ночи с лабораторными и кофе… А что такое экзаменационный период для преподавателя? Кому тяжелее справляться с учебной нагрузкой в конце семестра: обучающимся или обучающим? Об этом нам рассказали те, кто знаком с сессией с обеих сторон, — преподаватели Университета ИТМО.

Илья Игоревич Мавринский, преподаватель философии

— Сессия в ИТМО для всей команды модуля «Мышление» давно стала мемом: особое время, особый вид работы, особые (на самом деле запредельные) нагрузки. И суть здесь в том, что экзамен для меня — это продолжение, а не окончание учебного процесса.

Выходя с экзамена, и студент, и преподаватель должны иметь более отчетливое понимание того, как они сами работают с предметом, своим мышлением, коммуницируют с людьми. От студентов (я не устаю это повторять) я жду понимания, а не «информации», надеюсь на общение, а не на пересказ того или иного источника (настоящий ад — ситуация, в которой мне рассказывают мои же лекции).

Экзамен — это диалог, и то, как он складывается, зависит от всех его участников. Усталость от случившегося понимания всегда приятна, а усталость от постоянных, пусть и успешных, попыток увести студента от пересказа — выматывающая и, я бы сказал, иссушающая. Лучше думать, чем вспоминать ответ на вопрос и пытаться просто воспроизвести его. Поэтому как преподаватель я предпочитаю устные экзамены, хоть это и требует больше времени, эмоциональных и интеллектуальных сил.

Александр Витальевич Смирнов, преподаватель физики

— Кажется, современный студент действительно загружен больше и темп его жизни быстрее, чем было когда-то во времена моего студенчества, больше сорока лет назад.

И в сессию, пожалуй, студенту намного сложнее, поскольку для него экзамены сопряжены с более тяжелым психологическим давлением: сдавать конкретный экзамен вы приходите первый раз, а у преподавателя уже есть опыт его проведения.

Конечно, у меня больше всего сил уходит на проверку знаний студентов. Особенно в конце семестра, когда поток отчетов и домашних заданий возрастает почти по экспоненте, и особенно на «дистанте», когда эта проверка занимает в разы больше времени. Замечу, что в первой половине семестра приличное количество студентов досдает долги за предыдущее полугодие — так что сессия длится долго.

А в целом, кому тяжелее готовиться к сессии, преподавателям или студентам — сказать невероятно сложно, слишком все индивидуально. Для меня учеба была в удовольствие, хотя и требовала немалого напряжения. Надеюсь, так же это и для сегодняшних студентов.

Полина Исаевна Гунькова, преподаватель микробиологии

— Когда я была студенткой, мне казалось, что преподаватель любит сессию и ему нравится принимать экзамен, а мы, студенты, должны учиться — мы несчастные, нам плохо. Сейчас я уже понимаю, что это не так.

Для меня экзамен — эмоционально тяжелый процесс. Это потому, что у меня как у преподавателя высокая мера ответственности перед студентом — я должна его правильно, мудро оценить. Одному студенту требуется поставить оценку строже, чтобы у него был стимул лучше заниматься в дальнейшем. А для другого строгая оценка губительна — для него, наоборот, стимулом будет поощрение. К каждому обучающемуся нужно подойти индивидуально и не ошибиться.

Когда я начала работать, поняла, что каждый день сдаю экзамены и для меня сессия длится без перерыва. Жизнь меняется, наука идет вперед, поэтому мне необходимо постоянно продумывать, как я буду проводить сессию, нужно актуализировать вопросы и то, что у нас, преподавателей, называется оценочными средствами. А экзамен — это итог моей долгой и напряженной работы.

Когда студенты говорят: «Я волнуюсь», я отвечаю им: «Вам не надо волноваться, за вас волнуюсь я». Я слушаю ответы большого количества обучающихся, и если несколько человек на один вопрос отвечают неправильно, то это уже моя ошибка. Потому что, если студент не знает, чаще всего ему объяснили так, что он не понял, — ведь большинство студентов хотят учиться. Я стараюсь учитывать их ошибки в будущем, но они меня очень расстраивают. Поэтому сессия — это тяжелое испытание не только для моих студентов, но и для меня. А вот когда экзамен закончился и студенты показали хорошие знания — наступает самый приятный момент для преподавателя.

7 февраля 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.