Обложка статьи

Распродажи: пятицентовый король, полиция и интернет

В России 25 января состоится глобальная онлайн-распродажа — киберпонедельник. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» разбираемся, как застенчивость помогла придумать ценники и кто назвал пятницу черной.

Кто придумал распродажи?
Отцом распродаж принято считать американского продавца и предпринимателя Фрэнка Вулворта, который превратил главный для продавца недостаток в миллионы долларов.

Дело в том, что в XIX веке в магазинах не всегда были ценники. Продавцы «оценивали» платежеспособность покупателя и каждый раз озвучивали разную стоимость товара. От прозорливости торговцев во многом зависел успех всего бизнеса.

Фрэнк Вулворт работал младшим продавцом в небольшом магазинчике, но при этом был застенчивым и молчаливым парнем, для которого разговоры с покупателями становились пыткой. Настолько, что по первой же просьбе клиента он делал скидку, лишь бы не продолжать разговор.

В один из дней в 1880 году Фрэнку пришлось торговать в магазине одному. Он был испуган, и, чтобы избежать общения с покупателями, написал цены для всех товаров на бумажках, а затем прикрепил их прямо к вещам. Кроме прочего, Фрэнк выложил залежалый товар на прилавок и озаглавил его табличкой «Все по пять центов».

Так состоялась первая зафиксированная в истории распродажа. Люди молча сметали товар, мало задумываясь о его пользе и необходимости. В тот день выручка магазина совсем немного не дотянула до недельной, и после ошеломительного успеха Фрэнк уволился, чтобы открыть свой бизнес. «Пятицентовый король» основал целую сеть магазинов F.W. Woolworth Company. К 1890 году молчаливый предприниматель стал миллионером и через 20 лет построил собственный небоскреб в качестве штаб-квартиры компании.

Кто назвал пятницу черной?
«Черная пятница» — распродажа, которую устраивают в пятницу после Дня благодарения в США и перед рождественскими каникулами в других странах. Существует ряд мифов о происхождении термина "black friday" как о дне скидок. Например, розничные торговцы хотели, чтобы у него было положительная окраска. Поэтому в 1980-х годах родилась история о том, что в экономическом смысле выйти «в черное» (in the black) по итогам отчетного периода означает «получить прибыль», и именно поэтому пятница после Дня благодарения называется черной.

Однако, как утверждает исследователь Бэн Циммер, своим рождением термин обязан дорожной полиции Филадельфии. Именно там впервые так стали называть день распродаж — из-за огромных пробок, вызванных покупательским ажиотажем. Это, например, подтверждает статья в информационном бюллетене по связям с общественностью 1961 года, где термин «черная пятница» используют в его нынешнем значении.

«В начале 1960-х годов мы с Клегером подготовили статью для Дня благодарения и применили полицейский термин “черная пятница” для описания ужасных условий движения. Торговцы в центре города громко жаловались комиссару полиции Альберту Н. Брауну, что привлечение внимания к трафику удерживает покупателей от посещения центра города».

Журналист Джозеф Барретт (Joseph P. Barrett) в статье для The Philadelphia Inquirer в 1994 году

И автор в бюллетени, и Барретт упоминают, что прижившуюся «черную пятницу» пытались преобразовать в «большую пятницу»: чтобы избежать негативных ассоциаций с днем распродаж. Однако у желающих это сделать ничего не вышло.

Существует версия, что еще до полицейских термин «черная пятница» ввели в обиход владельцы компаний, когда после Дня благодарения многие сотрудники начали просить отгул по разным выдуманным причинам. Делали ли они это для того, чтобы попасть на распродажи или продлить себе выходные, доподлинно неизвестно.

Почему появился киберпонедельник?
Первый киберпонедельник прошел в США в 2005 году. Акцию придумали после исследования 2004 года, показавшего, что «одним из самых активных дней в году для онлайн-продаж» был понедельник после Дня благодарения. В США и Европе акция традиционно проходит сразу после черной пятницы — в конце ноября.

«Люди посвящали покупкам выходные, в том числе присматривая желаемое, и хотели продолжать шопинг. При этом раньше домашний интернет был достаточно медленный, поэтому многие американцы докупали понравившиеся вещи только в понедельник, на работе», — пишет The New York Times о первом киберпонедельнике.

В России первый киберпонедельник состоялся в 2013 году. Инициатором акции стал Максим Фалдин, основатель компании Wikimart, которая входила в состав Ассоциации компаний интернет-торговли. Члены АКИТ стали первопроходцами в организации отечественного киберпонедельника. Новый заказ в рунете 28 января 2013 года оформляли каждые две секунды.

Отечественные маркетологи посчитали, что для экономики нашей страны выгоднее проводить акцию после новогодних праздников, в последний понедельник января. Это помогает сбалансировать типичное для месяца падение спроса и распродать товар, оставшийся после длинных выходных, перед следующим «большим сезоном». В отличие от США и Европы, в России с 2018 года акция «Киберпонедельник» длится три дня.

 

Текст: Кристина КУПЛИНОВА
на обложке: wikipedia.org
иллюстрации: wikipedia.org,  банк исторических фотоTopFoto,
интернет-издание о бизнесе vc.ruThe Philadelphia Inquirer

23 января 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи