Обложка статьи

Символ ядерной эпохи: ретроспектива

Первое испытание ядерного оружия прошло 16 июля 1945 года. Через 20 дней атомную бомбу применяют на практике: снаряд Little Boy сбрасывают на Хиросиму, а 9 августа бомба Fat Man разрушает Нагасаки. Так начинается ядерная эра, принесшая военные потери, страх и боль. Однако все это находит отражение и переосмысливается в искусстве. Главным символом противостояния и разрушительных последствий применения оружия становится ядерный гриб.

В середине XX века начинается ядерная гонка между СССР и США. При этом набирают популярность антимилитаристские настроения: люди понимают, какие разрушения может понести за собой ядерная война. Остро стоит вопрос гуманности применения атомного оружия. Появляется ядерное искусство. В нем образ ядерного гриба выражает, с одной стороны, всеразрушающую силу, которая приносит страдания и способна уничтожить все живое; с другой — человеческое могущество, прогресс, совершенство технологий.

Облако от взрыва имеет грибовидную форму из-за неустойчивости Рэлея — Тейлора. Это явление особой теплопередачи, при которой внутренняя энергия среды передается потокам вещества. Нагретый воздух поднимается, закручивается, а затем тянет за собой столб пыли — ножку гриба.

Одним из первых к образу ядерного гриба обращается испанский сюрреалист Сальвадор Дали: в 1947 году он пишет картину «Три Сфинкса острова Бикини». Через нее Дали осмысляет ядерные испытания, проходившие на коралловом острове Бикини с 1946 года. Художник использует прием тройного образа: на переднем плане изображен человек, на среднем — распиленное дерево, а на заднем — ядерный гриб. Это способ выразить позицию, что атомное оружие уничтожит не только природу, но и человечество, это оружие породившее.

Сальвадор Дали «Три Сфинкса острова Бикини»

В тоже время «взрывной» образ используют в маркетинговых целях. В 1950-х в Америке проводят конкурсы красоты «Мисс Атомная бомба», «Мисс Радиация» и «Мисс Атомный взрыв». Ли Мерлин («Мисс Атомная бомба — 1957») позирует в купальнике с ядерным грибом из ваты. Фото облетает всю страну, после чего такой купальник входит в моду. В это время к ядерным испытаниям многие относятся положительно: туристы приезжают в Лас-Вегас не только поиграть в казино, но и поближе рассмотреть ядерные грибы от взрывов на Невадском полигоне.

Купальник с ядерным грибом (фото: Дон Инглиш, Las Vegas News Bureau)

В европейском искусстве 1950-х царят антиядерные настроения. Немецкий художник Ханс Грундиг использует изображение ядерного гриба как объединяющий элемент недописанного триптиха «Атомная война» (1958). На центральной картине («Против атомной смерти») ребенок обнимает беременную женщину на фоне ядерного взрыва. Левая картина триптиха — натюрморт «Запретите атомную бомбу». Картины объединяет идея, что от войны пострадает мирное население, природа, искусство — будет разрушено все прекрасное.

Ханс Грундиг «Запретите атомную бомбу», «Против атомной смерти»

Начиная с 1960-х образ ядерного гриба встречается и в кинематографе. Стенли Кубрик в фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» (1963) в саркастичной манере отражает обстановку всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом. Идея взаимного уничтожения и гонка вооружений высмеиваются, показываются нарочито абсурдно. Кадры ядерного взрыва в конце фильма документальные: используются съемки бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, операции на Бикини, испытаний бомбы «Тринити».

К 20-летней годовщине бомбардировки Хиросимы и Нагасаки поп-арт-художник Энди Уорхол создает шелкографию «Атомная бомба». На полотне 28 раз напечатан ядерный гриб, цвета постепенно становятся темнее, переходя от четкого изображения к почти черному прямоугольнику. Прием повторения — визитная карточка Уорхола — художник использует для десакрализации образа. Взрыв страшен как трагедия отдельного человека, но бессмысленен как глобальная катастрофа. 

Энди Уорхол «Атомная бомба»

Со временем растет недовольство холодной войной и многочисленными ядерными испытаниями. В Америке в 1980-е организованы несколько крупных антиядерных протестов. В 1982-м выходит документальный фильм «Атомное кафе», в котором отражена американская действительность 1940–1960-х. Записи испытаний ядерных бомб и речи политиков о вооруженности нации чередуются с шутливой рекламой «атомного» коктейля и образовательными видео о действиях при ядерной бомбардировке. Заканчивается фильм романтической песней, где размолвка влюбленных сравнивается с атомной войной. В это время на экране появляются изображения ядерных грибов в разных точках планеты.

Создание и использование ядерного оружия оказали особое влияние (по понятным причинам) на японскую культуру. Классической стала манга Кэйдзи Накадзавы «Босоногий Гэн» о последствиях бомбардировки Хиросимы. Гэн и его семья переживают трудности военного времени, гонения за антимилитаристские взгляды, потерю близких, лучевую болезнь. По мотивам манги, с 1976-го по 1980-й выходит три художественных фильма, в 1983 и 1986 годах — два анимационных. Сейчас «Босоногого Гэна» проходят в японских школах, а рисунки культовой манги выставляют в музеях по всему миру.

Кэйдзи Накадзава «Босоногий Гэн»

Холодная война и страх ядерной атаки находят отражение и в европейской литературе. В 1982 году выходит графический роман «Когда дует ветер», а в 1986-м — его экранизация. По сюжету на провинциальный английский городок, где живет пожилая чета Блоггсов, сбрасывают атомную бомбу. Пара переживает взрыв в убежище, а потом возвращается в дом, не подозревая, что воздух и вода радиоактивны. Блоггсы до конца надеются, что ядерный взрыв был финальной точкой холодной войны и скоро к ним придут на помощь. Заглавную песню мультипликационного фильма When the Wind Blows написал и исполнил Дэвид Боуи.

Обложка графического романа «Когда дует ветер»

Позднее, в 1990-х ядерный гриб становится частью перформансов для привлечения внимания к проблеме ядерного вооружения. Так, этот образ использует современный китайский художник Цай Гоцян в фотопроекте «Век с ядерными грибами: проект XX века» (1996). На снимках Цай запечатлен рядом с пороховыми взрывами в форме грибовидного облака. Съемки проходили в нескольких штатах: в Неваде, Юте и Нью-Йорке. Часть фотографий сделана на территории Невадского испытательного полигона, где с 1951 года было произведено 928 ядерных взрывов.

Цай Гоцян «Век с ядерными грибами: проект XX века»
(фото: Хиро Ихара, caiguoqiang.com)
Такаси Мураками «Тайм Бокан» (фото: Иван Ерофеев,
garagemca.org)

Нестандартно интерпретирует ядерный гриб японский художник Такаси Мураками, чье детство пришлось на послевоенные годы. Чтобы убрать страх перед демонизированной ядерной войной, он использует в своих работах яркие цвета. Грибы на картинах Мураками разноцветные, узорчатые, у некоторых из них даже есть лица. Например, триптих «Тайм Бокан» (2001) — изображение не то скелета, не то ядерного гриба. На создание произведения художника вдохновило аниме «Приключения во времени: Королевское возрождение». 

В XXI веке сохраняются международные антиядерные движения, цель которых — закрытие всех ядерных полигонов и прекращение ядерных испытаний. Представитель движения «Невада — Семипалатинск» Карипбек Куюков использует изобразительное искусство для привлечения внимания к ядерной угрозе. Этот казахстанский художник родился без рук — из-за последствий радиации. Он известен не только на родине: картины Карипбека Куюкова выставляются в музеях Японии, США, других стран. Его работу «Взрыв» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подарил Бараку Обаме в рамках саммита по ядерной безопасности в 2016 году.

Карипбек Куюков «Взрыв»

В кинематографе конца ХХ — начала ХХI века тема атомной угрозы продолжает активно использоваться. Вот несколько кинокартин, в которых можно увидеть ядерный гриб:

  • «Терминатор-2: Судный день» (1991)
  • «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008)
  • «Безумцы» (2010)
  • «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
  • «Росомаха: Бессмертный» (2013)
  • «Годзилла» (2014)
  • Сериал «Твин Пикс: Возвращение» (2017)

Обложка: кадр из сериала «Твин Пикс: Возвращение» 

Материал опубликован в журнале NewTone 

8 марта 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться