Обложка статьи

Брачные узы: от «умыкания» до отделов ЗАГС

Россияне 8 июля отмечают день семьи, любви и верности. В эту дату многие молодожены решают узаконить отношения, поэтому ЗАГСы страны работают дольше обычного. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» поговорим о том, как раньше заключали браки славянские народы.

Свидетельство из прошлого
В «Повести временных лет» летописец Нестор рассказывает об обрядах бракосочетаний у разных восточнославянских народов до распространения христианства в XI–XII веке. Например, у полян родственники невесты заранее давали согласие на создание семьи и приносили в дом жениха приданое девушки.

Мужчины древлян крали, или «умыкали девиц у воды», если хотели их в жены. У радимичей, вятичей и северян «устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними».

Однако «умыкание» не было основным способом бракосочетания у восточных славян. После сватовства, когда жених предлагал девушке руку и сердце, они проводили смотрины, или осмотр суженой посторонними лицами. Затем начиналось рукобитие, в процессе которого родственники молодых договаривались о величине выкупа и сроках свадьбы.

Большую долю платы за невесту обычно получал ее отец. Остальную часть жених отдавал брату возлюбленной или ее подругам.

С согласия церкви
После принятия христианства на Руси в 988 году церковная власть запретила похищение и «покупку» невесты. Она ввела новый порядок бракосочетания: жених или его родители обращались с просьбой о венчании к архиерею, который назначал священника для совершения обряда. Следуя указу, венечной памяти, выбранный церковник прежде всего должен был убедиться, что нет препятствий к заключению союза. За выдачу документа будущие супруги платили пошлину, размер которой зависел от количества предыдущих браков жениха и невесты.

В Xl веке церковные браки заключали в основном бояре и князья. Простые же люди женились без благословения и венчания. Свадьбе предшествовал сговор, или помолвка, — беседа между членами семей жениха и невесты за трапезой у ее родителей, где обязательными блюдами были каравай и сыр. Если молодой человек отказывался от брака после этого мероприятия, он выплачивал денежную компенсацию брошенной девушке и церкви.

Время перемен
Петр I в XVIII веке, стремясь ослабить влияние церкви, внес в обряд бракосочетания западные традиции. В 1722 году он запретил договорные и принудительные браки для всех сословий. Правитель позволил молодоженам расторгать помолвку, если они при первом знакомстве не понравились друг другу. Одной из причин такого решения было то, что родственники невесты иногда устраивали подмены на смотринах, заменяя некрасивую или больную девушку на более привлекательную. Супруг раскрывал обман только после венчания.

Петр I не одобрял ранние браки, поэтому запретил жениться до 20 лет и выходить замуж раньше 17 лет. Кроме того, в 1722 году правитель указом «О свидетельствовании дураков в Сенате» ввел образовательный ценз для дворян: по документу мужчины, которые «ни в науку, ни в службу не годятся», не могли создать семью.

Без посторонних
С XIX века молодые люди знакомились друг с другом без участия свах и родственников. Состоятельные дворяне встречались на балах, а менее знатные горожане устраивали уличные гулянья и посещали доступные массовые заведения. Права молодоженов расширились: в 1836 году Николай I утвердил «Положение о союзе брачном», которое разрешало создавать семьи людям разных вероисповеданий.

После 1917 года советская власть отделила церковь от брачного вопроса. Теперь граждане могли узаконить отношения в органах ЗАГС (записи актов гражданского состояния). До подписания необходимых бумаг нельзя было праздновать женитьбу и проводить свадебные церемонии. С 1950-х годов в СССР начали строить дворцы бракосочетаний, где молодожены под торжественную музыку менялись кольцами и давали клятвы верности. Такая форма регистрации отношений существует и по сей день.

 

Обложка: «Смотрины невесты», Н. Петров, 1861 год
Иллюстрации: «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии», А. Рябушкин, 1891 год, «Боярский свадебный пир», К. Маковский, 1883 год, «Свадьба Петра I и Екатерины», А. Зубов, 1712 год

10 июля 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи