Обложка статьи

Добро и воля

Так или иначе каждый человек сталкивается с добровольчеством, даже не осознавая этого. Волонтеры часто организуют социально направленные мероприятия или помогают в реализации масштабных проектов: например, в качестве консультантов или переводчиков. В 2013 году в Университете ИТМО впервые прошёл конкурс «Ты нужен людям!», который довольно быстро эволюционировал в Студенческий добровольческий центр. Чем и зачем в нём занимаются — выяснил NewTone.

Андрей Зленко

Начальник Управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО, член Межведомственного совета по развитию добровольчества и СО НКО в Санкт-Петербурге, руководитель проекта «Программа развития социальных проектов “Ты нужен людям!”», член Ассоциации волонтерских центров РФ, член Совета по развитию добровольчества Санкт-Петербурга

Алена Тарасова

Менеджер Управления по развитию студенческих инициатив Университета ИТМО, куратор Студенческого добровольческого центра Университета ИТМО

 

Какие изменения произошли в работе с волонтерами по сравнению с прошлыми годами?

Андрей З.: «Ты нужен людям!» появился в 2013 году в виде конкурса. Тогда же мы поняли, что для успешной социальной работы на самом деле нужны не конкурсы, а обучение добровольчеству и социальному проектированию.

С тех пор мы систематизировали работу добровольческого движения и интегрировали его в образовательную деятельность: например, наши волонтеры реализуют социальные проекты как дипломные работы. Теперь в образовательных программах университета появился факультатив по добровольчеству и дисциплина в рамках модуля Soft Skills «Разработка социальных программ и проектов». Ее основная задача — показать, как можно реализовать социальные проекты в разной профессиональной деятельности.

Алёна Т.: Сейчас мы решили сосредоточить все силы на развитии Студенческого добровольческого центра внутри университета. На данный момент у нас порядка 600 активных волонтеров, которые участвовали в мероприятиях на протяжении прошлого года. Раньше внутри добровольческого центра велись отдельные проекты по разным направлениям, а теперь мы перешли к клубной системе с большей вовлеченностью внутри университета.

Есть ли какая-то система по работе с волонтерами?

Андрей З.: Сначала мы пробовали классическую модель: объявляли набор волонтеров в сентябре, в ходе которого студенты проходили практико-ориентированное собеседование и оставались в сообществе волонтеров. Позже мы поняли, что такая модель не привлекает ни студентов, ни нас. Важно ориентироваться на проекты с конкретными сроками и задачами. Теперь при подготовке мероприятия мы оповещаем волонтеров, и они присоединяются.

Эта модель взаимодействия оказалась успешной, и добровольцев стало много. Как только появляется проект, мы подключаем к нему координатора, который взаимодействует и с заказчиком, и с командой волонтеров. Для обучения координаторов волонтеров мы организовывали школу. 

Следующим этапом развития стало создание клубов, которые объединяют волонтеров по интересам, так как проект сегодня есть, а завтра нет. Клуб же сам разрабатывает свою автономную стратегию деятельности.

Алёна Т.: С 2018 года в Школе добровольцев мы проводим обучение координаторов волонтеров. На занятиях мы рассказываем про разные направления нашей волонтерской деятельности.

Раньше у нас была база волонтеров, с каждым из которых мы связывались лично, чтобы пригласить на мероприятие. Теперь с волонтерами клубов мы общаемся через тимлидеров — руководителей клубов. А ещё работаем с системой dobro.ru (единая платформа, к которой подключены все волонтеры страны), поэтому в наших мероприятиях участвуют не только студенты, но и школьники, и серебряные волонтеры. Также мы создали общий чат со студентами, через который можно оперативно распространять важную для волонтеров информацию. 

Как устроены добровольческие клубы ИТМО?

Андрей З.: Клубная система призвана реализовать социальную миссию университета. Мы интегрировали добровольческий центр в эту систему, и студенты создали несколько добровольческих клубов по интересам.

Самое ценное в нашей модели работы — это то, что инициатива идет от студентов, и поэтому в клубах создается то, что они желают. Лично мне бы хотелось, чтобы у нас был клуб помощи школьникам из социально незащищенных семей, добровольцы которого помогали бы ученикам дополнительно осваивать школьные предметы. В Петербурге этим уже занимается проект «Мята», который работает с детскими домами. 

Ещё, на мой взгляд, стоит создать клуб на основе всероссийской акции взаимопомощи «#МыВместе», волонтеры которой помогают пожилым людям в период распространения коронавирусной инфекции. Почему бы не взять определенный сегмент нуждающихся в помощи под регулярную опеку волонтеров Университета ИТМО, чтобы за конкретным человеком был закреплен определенный доброволец?

Алёна Т.: 2018 год в России объявили годом добровольца, и после этого произошел большой скачок в развитии волонтерства. Деятельность добровольцев стали показывать по телеканалам, появилось больше социальной рекламы, стало востребовано корпоративное волонтерство.

Сейчас большинство добровольцев ИТМО состоят как минимум в 2-3 клубах. Университет оказывает материальную поддержку волонтерам, но если интерес только в деньгах, то долго заниматься социальным добровольчеством не получается. Все-таки у наших постоянных волонтеров мотивация гораздо глубже.

Большинство идей для добровольческих клубов возникли благодаря проекту «Ты нужен людям!», в частности из «Весенней недели добра», для которой участники придумывали множество акций. По росту новых членов в клубах мы понимаем, какие направления студентам наиболее интересны. Также любой студент может создать свой клуб, но для этого ему требуется особый уровень осознанности и погруженности в тему, потому что в итоге он будет нести ответственность за всю команду.

Что будет дальше?

Андрей З.: Мы регулярно собираем обратную связь, выявляем потребности волонтеров и работаем с ними. Нужно быть открытым для отзывов добровольцев, чтобы обустраивать работу, а не провоцировать у них выгорание. Формализовывать человеческие отношения нельзя. 

Алёна Т.: В будущем планируем больше работать с проектами, которые связаны с коммерческими партнерами, потому что это, скорее всего, улучшит качественные результаты работы во внешней среде. 

Планируем усилить профориентационную деятельность. Хотим развить стажировочную систему в НКО, куда в будущем волонтеру ИТМО можно будет устроиться или опыт работы в которых будет полезен при трудоустройстве. Также будем активнее прорабатывать обучающий блок для волонтеров.

Материал опубликован в журнале NewTone

16 августа 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться