Преподавать предпринимая
Даниил Тян — преподаватель-практик, который делится фишками публичных выступлений и учит магистров и бакалавров строить бизнес-модели, проверять гипотезы и в любой кризисной ситуации находить новые возможности. Все это — из его практики предпринимателя и основателя стартапов. Мы поговорили с Даниилом о его первой работе и первом бизнесе, действующем стартапе 6tamp, факапах, преподавании и жизненных ценностях.
— Какой была ваша первая работа?
— Мне было 13 лет, я устроился официантом. Многие друзья уже работали, и мне очень хотелось быть в их тусовке. Я просто заходил во все рестораны и спрашивал, не нужен ли им бармен или официант. В одном из заведений мне сказали: «Ты прикольный, давай попробуем». А потом они узнали, сколько мне лет, и попросили записку от мамы, что она не против моего трудоустройства. До этого было семь неудачных попыток, так как никто не хотел связываться с ребенком.
— Что вам дал этот опыт?
— Понимание ценности денег и того, что зарабатывать их в целом несложно, если стоит цель просто заработать. И весь остальной базовый рабочий опыт: общение с людьми, работа в команде.
— О чем вы думали, получив диплом бакалавра?
— На третьем курсе я уже занялся бизнесом, поэтому, когда я получил диплом, в моей картине мира ничего не изменилось: я просто продолжал делать то, что делаю. Скорее стоял вопрос о том, стоит ли продолжать учиться. Я поступил в магистратуру. Понял, что это шляпа, когда преподаватель, написавший учебное пособие, сам не понимал значение слов, в нем упомянутых. Я повернулся к одногруппникам и спросил: «Вы серьезно будете продолжать здесь сидеть?». На что они ответили, что нужно доучиться. Я вышел и больше не приходил. Это был первый семестр первого курса.
— Какое событие послужило толчком к созданию первого бизнеса?
— Как-то мне написал одногруппник с предложением создать университетский бренд. Мы нашли дизайнера и выпустили партию толстовок. Они быстро разлетелись, мы неплохо на этом заработали и получили местную известность. После решили продолжить в других университетах, но уже не было такой страсти, и мы просто отдали бизнес.
А потом был первый стартап. Этот же товарищ порекомендовал меня своему знакомому как юриста. Я представлял его интересы в Северодвинске, это было мое первое дело. Потом с этим же клиентом мы сидели у костра на даче того же одногруппника во Всеволожске и разговаривали об идеях, которые витают в голове. Оказалось, что мы думаем об одном и том же, и мой клиент согласился стать нашим инвестором. Мы создали Custom Design — платформу, которая объединяет криэйторов (например, дизайнеров) и потребителей, — однако она провалилась, но об этом позже.
— А с чего начался 6tamp?
— В июне 2020 года, на заре пандемии и локдаунов, мы создали первое в России бесконтактное меню. Его логичным продолжением было цифровое меню с возможностью заказа блюд к столу. Сделали такое и начали продавать, но шло так себе. Тогда стали думать, что можно сделать с уже готовым интерфейсом. Появилась идея создать приложение с предзаказом кофе. Мы провели custdev (изучение проблематики целевой аудитории. — Прим. ред.) и поняли, что в этом есть потребность со стороны людей и нет потребности со стороны заведений.
Но когда я переслушивал интервью, заметил боль клиентов на вопросе о системах лояльности: бумажные карточки «6-й кофе в подарок», которые забываются, теряются и рвутся. И вот в начале марта 2021 года мы с нашими нынешними техническим и маркетинговым директорами создали концепцию 6tamp — цифровой системы лояльности для кофеен, кальянных, стритфуда, барбершопов и любого бизнеса, который заинтересован в бонусной системе для клиентов. Наше главное преимущество — простота в использовании и для бизнеса, и для гостя.
— Почему вы решили начать преподавать и как попали в ИТМО?
— Это была случайность. Тогдашняя руководительница программы Факультета технологического менеджмента и инноваций Наталия Анискевич написала в чат предпринимателей, что они ищут практиков с рынка для того, чтобы преподавать. Я хотел попробовать, но не был уверен, что подойду по требованиям. Мы договорились, что я составлю учебный план без ознакомления с существующими, и если попаду в точку, то меня возьмут. Мой план на 100 % попал в ожидания. Так я стал преподавателем, и, не буду скрывать, это лучший опыт 2020 года и последующих лет!
— Зачем нужно высшее образование? И нужно ли?
— У высшего образования есть три важные задачи.
- Можно научиться чему-то важному. Правда.
В таких областях, как медицина, юриспруденция, инженерия, — это must havehave. Ты не сможешь без высшего образования зайти с улицы и начать работать, потому что должен очень классно знать свою профессию. Для сфер типа менеджмента и маркетинга можно подцепить полезные концепции, скиллы, узнать интересных людей (в плане преподавателей).
- Это создает gap (промежуток) между тобой школьником и тобой взрослым.
У тебя есть время на адаптацию и поиск себя. Самое главное — заниматься чем-то практическим. Если ты просто учишься и ничего не делаешь на практике — извини, но это бесполезно.
- Огромная и для многих бесплатная коммуникационная платформа.
Это, пожалуй, последнее место после школы, где можно познакомиться с таким количеством людей, с которыми вы собраны не только по каким-то профессиональным признакам или интересам. Вас просто собрали в одном помещении и сказали: четыре года будете вместе взаимодействовать. Я бы с удовольствием еще раз поступил на бакалавриат, но понимаю, что буду выглядеть там очень странно.
— Как и где вы собираете людей в команду? Какими принципами руководствуетесь?
— Мне всегда немного неловко отвечать на этот вопрос, потому что у меня нет никакой методики. Я просто общаюсь с людьми. Например, когда мы познакомились с нашим маркетинговым директором Даниилом, он работал официантом в заведении, где работали мои друзья. Он показался мне классным парнем, что потом подтвердилось на практике. У меня в голове отложилось, что вот, есть Даня, он клевый и он маркетолог. И, когда мне понадобился клевый маркетолог, я пошел к нему. Я обращаю внимание на людей вокруг, выстраиваю устойчивые социальные связи — вот мой ответ.
— Что нужно для того, чтобы начать стартап?
— Хотеть и не бояться. Очень важно хотеть делать что-то свое, возможно новое, необычное, гореть этим. Но этого мало. Когда ты просто хочешь, то можешь сидеть, вырисовывать планы в голове, но это так и останется «стартапом в гараже», из которого он никогда не выйдет. В то же время можно и нужно не бояться. Я много раз говорил это и повторю еще раз: завтра умирать, жизнь безумно короткая и абсолютно неважно, сколько раз ты ошибешься, поэтому нужно просто взять и сделать. Не бояться делать даже важнее, чем хотеть.
— Расскажите про свои факапы. Как вы с ними справлялись?
— Самый главный — это Custom Design, который я уже упоминал. Тогда мне было 19, и у меня не было никакого опыта. Стартап прогорел за полгода вместе с 10 000 $ инвестиций. Это произошло из-за четырех вещей.
- Мы не строили и не проверяли гипотезы.
Не создавали MVP (минимально жизнеспособную версию продукта. — Прим. ред.), не проводили custdev. Это та подготовка, которая дает убедиться в том, что продукт вообще кому-то нужен. Возможно, мы бы уже тогда получили ответ, что это никому не надо.
- Команда.
У меня не было опыта ни найма специалистов, ни понимания того, как выглядит разработка, и много денег было спущено на людей, которые дали плохой результат. Это касается и меня тоже, нельзя обвинять только других.
- Мы забыли про покупателей и не тащили их на платформу с самого раннего этапа.
И это, кстати, также эхо не проведенного custdev. И когда уже пора было начинать зарабатывать деньги, мы не могли это сделать.
- Когда был шанс все исправить, мы не очень четко зафиксировали договоренность с криэйтором, с которым предстояло работать, и он слился.
— Высшая ценность для вас — это …?
— Человеческая жизнь во всех ее проявлениях: как люди общаются, дышат, улыбаются, грустят, боятся. У жизни нет цели, мы выдумываем ее сами. Мое желание — это создать что-либо, чем будут пользоваться десятки, сотни, может миллионы, людей.
Жизнь отдельного человека мала и ничтожна, поэтому после себя нужно оставить что-то большое, клевое, ценное. Кто-то оставляет детей в наследство этому миру, кто-то — могильный камень. Я хочу оставить после себя пользу.