Стикеры — это искусство
Сложно создать свою компанию. Нужно найти нишу, где вы заинтересуете покупателя, продумать все детали. А если это будет бизнес в творческой индустрии, где многое зависит от вдохновения и настроения авторов? Звучит очень нестабильно. Обсудили удачный пример с одним из основателей магазина виниловых стикеров No Kids Stickers (NKS) Егором Грушиным.
— Как так получилось, что вы начали свой бизнес?
— Идея магазина со стикерами не моя, а Юры Вакурина, моего хорошего друга и партнера. Он поделился со мной мыслями о «современных и крутых стикерах». Это даже не было бизнес-предложением, просто рассказ о задумке. Сначала я скептически отнесся к нему, так как работал в маркетинге и видел, как много проектов рождалось и загибалось. А тут вообще какие-то стикеры, такая чудаковатая тема. У нас еще так интересно совпало, что компания была создана в День дурака, 1 апреля. Но все-таки я присоединился к проекту.
Мы видели их в зарубежной урбанистической культуре, например у людей, кто занимается экстремальными видами спорта. Стикеры часто были на скейтах и сноубордах, но всегда брендовые. И, конечно, айтишники обклеивали ноутбуки, потому что на всех конференциях крупные компании раздавали мерч. Но в России никто тогда не производил такие стикеры без логотипов.
Изначально идея была взять лист формата А4 и расположить на нем много разных стикеров, у нас даже первые паки назывались просто по номерам. Мы начали продавать их в группе «ВКонтакте» почти десять лет назад, так как это была наиболее подходящая платформа на тот момент. Это потом, когда поняли, что бизнес вырос, мы создали свой сайт, и теперь все основные продажи ведем через него.
— Как вы работаете с другим создателем?
— Юра отвечает за творческую составляющую, за наши арты и все, что с ними связано. Он продумывает, какие концепции мы будем развивать, какой тип продуктов нам необходим. А я больше за системные части: рекламу, маркетинг, логистику, операционную работу. Фишка в том, что Юре не очень нравятся системы. Он, конечно, любит их выстраивать, чтобы все работало, но ему всегда в них тесно. Творческие люди постоянно хотят хаоса, выходить за рамки, что-то придумывать. А моя задача, наоборот, вписать нас в эти рамки, чтобы все работало.
Изначально была задача развивать арт-раздел — нам хотелось больше стикеров. А сейчас планируем уходить в системность, чтобы бизнес работал стабильно, был хороший и сильный маркетинг, удобная логистика. Ведь клиентов у нас уже не тридцать, а сотни, тысячи, десятки тысяч.
— Вы с Юрой очень разные. Как справляетесь с конфликтами?
— Весело бывает сотрудникам, когда они видят наш творческий спор. Они думают, что у нас драка будет и компания сейчас развалится. Да, мы разные, однако дополняем друг друга. У нас общие цели и видение, хотя абсолютно не похожий стиль работы. Но мы выросли вместе, прошли одну «школу жизни». Мы хотим одного и того же, просто по-разному, и уравновешиваем друг друга благодаря этому.
— Расскажите о вашей команде.
— Основной состав — производственный, мы же сами печатаем стикеры. Там работает технолог, которому мы всецело доверяем. Он умеет обращаться с оборудованием лучше, чем мы оба. Вообще, своя типография гораздо удобнее, потому что там люди работают на нас, а не на кого-то еще. Мы можем быть более гибкими. Если случится какой-то недочет, быстро его исправим. Также, если сотрудники на производстве увидят брак, они дальше его не пропустят — это облегчит работу на следующих стадиях.
У нас большая команда художников, и мы постоянно сотрудничаем с новыми иллюстраторами. Иногда желающие отправляют нам свои работы с идеями стикерпаков: некоторые мы выбираем и связываемся с их авторами. Раньше была возможность общаться с каждым художником лично. До сих пор хочется поддерживать их, но сейчас, к сожалению, нас не хватает на всех. И это очень обидно.
В социальных сетях мы пытаемся поддерживать дружескую атмосферу — над этим тоже работает своя команда. У Юры это принципиальный момент, он всегда хотел создавать комьюнити. Наша группа «ВКонтакте» — не просто витрина для продаж, там происходит особая жизнь. Мы любим нашу аудиторию. И приятно чувствовать, что они нас тоже: мне очень нравится читать отзывы на сайте, которые оставляют в комментариях к заказу. Они не такие публичные, как в группе, и поэтому вызывают тепло. Это помогает справляться с выгоранием.
— Ваши стикеры пользуются большой популярностью. Думали о том, чтобы производить не только их?
— Конечно, мы обсуждали этот вопрос. Разнообразить линейку товаров — это классная идея. Проблема в том, что не любой товар мы можем произвести сами, а когда это дойдет до потребителя, он не купит это «новое» за большие деньги. Например, едва ли наши потенциальные тетради начнут скупать просто потому, что они будут от NKS — ведь мы стикерный бренд.
У нас даже название — No Kids Stickers — связано со стикерами. Мы пробовали создать что-то другое, но пока не сложилось. Надеюсь, рано или поздно нас прорвет, и мы придумаем что-то еще. Но пока основной посыл компании такой: «Если стикеры, то от NKS. Эти ребята рубятся за стикеры». Я даже сравниваю нас с самураем, который много лет шлифует катану.
— Каким вы видите NKS в будущем?
— Хотелось бы где-то больше глубины, например в презентационной части. Есть одна парадигма, которая меня беспокоит очень давно. Она заключается в том, что мы — авторский бренд, так как у нас эксклюзивная продукция, но поведение, маркетинг и вся модель — как у масс-маркета. И это не самое логичное сочетание. Мы пробовали придать стикерам больше смысла, «символизма», но это не очень прижилось. Если обобщить: хочется, чтобы люди увидели в этом больше чем просто набор картинок. Стикеры — это искусство все-таки.
Фото предоставлены собеседником и сообществом No Kids Stickers