Обложка статьи

Ложкой снег мешая

Студенты Института дизайна и урбанистики (ИДиУ) Университета ИТМО обошли Петроградскую сторону, оценили качество зимней уборки и составили интерактивную карту. Оказывается, снег убирают не очень хорошо — район набрал 5,3 балла из 10. О том, как магистранты собирали и обрабатывали данные, рассказывает Стив Каддинс — координатор проекта, эксперт ИДиУ.

— Как вы пришли к идее создания карты?
— Создание карты происходило в рамках большого комп­лексного исследования территории Петроградского района. Мы анализировали состояние улиц и в том числе качество зимней уборки. Нам пришла идея визуализировать собранные данные и посмотреть, какие существуют тенденции в качестве работы городских служб. С одной стороны — это такая медиаистория, когда было «весело и забавно», с другой — неплохой задел для дальнейшей работы. Созданная карта — только часть комплексного исследования, но медийная и интересная часть.


— На что направлено ваше исследование?
— Мы хотим собрать максимально точный и полный набор данных о городской инфраструктуре и системах, чтобы на их основе построить модели развития города. Потом мы представим эту работу на Петербургском Международном экономическом форуме в мае, на Форуме пространственного развития в июне. Кроме того, в следующем семестре студенты будут на основе результатов текущего исследования готовить научно обоснованные предложения по развитию территорий Петроградского района.


— Как оценивалось качество уборки?
— Карта построена на основе субъективных оценок. Наша цель не проверить каждый участок по ряду нормативных требований, а показать, как воспринимается уборка горожанами. В принципе, любой человек понимает, может ли он пройти по тротуару, рискует ли он поскользнуться и упасть, упадет ли ему на голову сосулька. Мы обращали внимание на то, убран ли снег, на наличие ледяных бугров в районе водосточных труб, на фасады зданий: на карнизы, крыши, с которых свисают снежные шапки, наледи, сосульки.


— А что насчет проезжей части?
— Тут мы смотрели, нет ли препятствий для проезда и остановки автомобилей и общественного транспорта. Важно, чтобы машины не вязли на обочине, чтобы к остановкам мог подъезжать общественный транспорт, чтобы не сокращалось количество парковочных мест. Идеально, конечно, чтобы можно было безопасно проехать на велосипеде в том числе по существующим велополосам, но зимой это очень большая редкость.


— Как вы собирали данные?
— Магистранты Института дизайна и урбанистики 
пешком обходили район, фотографировали, а затем оценивали состояние среды. Мы старались, чтобы по всем территориям оценка произошла в рамках двух-трех дней. Около сорока студентов вышли на улицы, поэтому у нас получилось собрать так много данных.


— Почему на карте соседствуют плохие и хорошие участки?
— Здесь есть важный момент. Не всегда проблема территории состоит в том, что рабочие не вышли вовремя с лопатой. Чаще трудности с уборкой связаны с ошибками в проектировании и планировании пространства улиц. Например, есть узкие тротуары шириной около метра, есть крыльцо и ступеньки, заборы. В итоге для пешеходов остается 80 сантиметров пространства. Спецтехникой этот участок убрать нельзя, а вручную сложно. Во многих парках с уборкой все прекрасно за исключением каких-то отдельных зон. Выявление проблемных участков — это наша задача. Тем не менее есть места, где ничто не мешает убирать хорошо, но городские службы не справились. Бывают ситуации, когда сосульки сбили, но не вывезли лед с тротуаров, потому что не синхронизировали работу людей и техники.


— Поступила ли официальная реакция от властей? 
— Пока еще нет, но наше исследование — хорошее подспорье для районной администрации, которая обладает полномочиями и контролирует, как происходит уборка территорий. Еще это дополнительный мотиватор, чтобы администрация понимала, где есть недоработки, на что стоит обратить внимание.


— Какие произошли изменения на улицах?
— Сложно сказать. Больших снегопадов с момента обследования пока не было, уборочная техника продолжает работать, и я надеюсь, что во многих местах стало намного лучше. В то же время, спустя неделю после сбора данных мы с телеканалом «Санкт-Петербург» для интереса приехали на место, где зона была отмечена красным, и увидели, что ничего не изменилось: на узком тротуаре по-прежнему наледь, все поскальзываются и падают. 


— Что будет с картой уборки снега?
— Результаты мы будем использовать для проверки гипотез об эффективности работы уборочной техники, ее перемещений, о правильности организации городских пространств. Следующая задача — использовать информацию как аргумент для обоснования необходимости изменений территорий и структуры улиц. Мы опубликовали результаты во многих СМИ, а также в сообществе движения «Красивый Петербург», и если где-то жители заходят провести подобное исследование, мы поделимся опытом и будем помогать.


— Чем вы планируете заниматься дальше?
— Мы хотим создать интерактивную базу данных, которая будет содержать самые полные и достоверные сведения обо всем Петроградском районе, которых нет нигде: ни у одного городского ведомства, ни у одной коммерческой компании. Мы сделаем эти данные открытыми. Когда у нас все получится, мы представим результаты на форумах и дальше будем тестировать методику на других районах, строить на ее основе технологии моделирования городских данных. Это очень серьезный научный задел, и здесь историю зимней уборки я бы использовал как удачный медийный старт важного исследования.

Материал опубликован в газете «Мегабайт»

25 марта 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.