Обложка статьи

Наперегонки по городу

Городские игры — одна из технологий современности, позволяющая людям «общаться» с городом, познавать его с разных сторон, а также совместно с администрацией решать проблемы различного характера: пустые площади, неуютные дворы, мусор, отсутствие культурных программ. Благодаря игровому формату познание мира и окружающего пространства становится проще и интереснее. Участники рабочей группы Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО разгадали секрет уникальности городских игр и поделились технологией их создания.

Зачем нужны городские игры?

«Как технологии развития культуры и сообществ городские игры направлены на повышение качества жизни и городской среды, — рассказывает Александра Ненько, основатель ARTS4CITY, проектной студии развития городской культуры в Санкт-Петербурге. — Игры создают сценарии использования города, генерируют новые смыслы, рождают эмоции, объединяют незнакомых людей, помогают преодолеть социальные конфликты и создать интересные решения для городской среды». 

Например, в Англии разработчики городских пространств используют известную игру «Майнкрафт» для проектирования и тестирования среди жителей новых городских пространств: жилых комплексов, игровых площадок, парков культуры и отдыха. У каждого участника есть определенная роль. В ходе игры они не только попадают в придуманные разработчиками ситуации, но и создают их самостоятельно. Например, недостаточное количество качелей на детской площадке может стать причиной ссор и стычек между детьми, а в последствии и их родителями, отсутствие защитных заборов на спортивном поле опасно для окружающих. Вовремя обнаруженные причины конфликтов позволяют проектировать новые локации для удобства и безопасности человека. 
 

Как проектируются?

Проектирование городских игр — поэтапный процесс. Для начала любому разработчику пригодится запас хороших идей. Грамотно сформулированная мысль — залог успешного развития проекта.

На базе идеи строится механика: основные игровые правила, логика действий, уровни сложности, персонажи, ключевые события. Декорации, персонажи, грим, костюмы — все это элементы зрелищности. Сюда же можно отнести гаджеты и приложения для смартфонов. А вот использовать их или нет, зависит от темы и направленности игры. 

«В современных играх часто можно встретить дополненную реальность, анимацию и иные спецэффекты, — говорит Михал Грелевски, дизайнер городских игр, приглашенный эксперт Института дизайна и урбанистики. — Наш опыт показывает, что часто в условиях города технологии могут выйти из строя, тем самым оборвав игру. Поэтому при проектировании игр, мы используем простые материалы: бумага, карандаши, картон. Главная наша цель — обратить внимание на пространство, а не на красоту технологий. Ведь городские игры привязаны к месту контекстом, фактами, историческими выдержками. Конечно, использовать технологии при этом не запрещено, но нужно сохранять баланс, чтобы главными объектами оставались город, человек и связь между ними».


От того, где планируется проведение игры, напрямую зависит ее сюжет. Места могут быть очень разнообразными и неожиданными для игроков. Например, «серый пояс» — индустриальные маршруты города, которые обладают мало кому известной историей, нестандартной и тем интересной архитектурой. Также от местоположения зависят и остальные условия игры: время проведения, экипировка, требования к физическим навыкам игроков. 

Призы для победителей — очень важный элемент при составлении игры. Ведь участники должны знать, за что идет борьба. «Помимо вознаграждения в финале игры, можно добавлять небольшие поощрения на каждом завершенном этапе, — советует Арсений Коннов, эксперт Института дизайна и урбанистики. — Подсознательно люди хотят иметь что-то практическое от игры, что будет их мотивировать играть дальше».

Как тестируют?

Идея обработана, локация выбрана, сценарий написан. Игра готова. Самое время ее протестировать в условиях города. «В идеале игра проводится среди всех задействованных в проблеме лиц, — поясняет Александра Ненько, — но бывают ситуации, когда это невозможно, например в случае с привлечением городской администрации. Тогда мы просто приглашаем любых заинтересованных людей. К тому же мы часто проводим игры среди студентов Университета ИТМО, которые в будущем пойдут работать в муниципальные органы власти». 

Для студентов игра становится обучающим элементом. Например, «Маскарад в городе». Ребята изучают и преобразовывают городскую среду через воплощение новых образов и персонажей в пространстве крупного промышленного двора возле Московского вокзала, который живет постиндустриальной жизнью, принимая самых разнообразных «постояльцев». 

В игре-прогулке «Триангуляция. Живая карта» участники собираются в команды для прохождения маршрутов-миссий на территории бывшего завода резиновых изделий «Красный треугольник». Здесь процесс игры таков: команды — это экипаж космического корабля-дрона, путешествующего по пространству «Треугольник — 2030». У каждого экипажа есть миссия — исследовать неопознанные объекты, собирать магические кристаллы, расшифровывать послания из будущего. Помимо этого, участники вправе придумывать свое продолжение игры, воображая другое будущее «Треугольника». Проигрывая ситуации, студенты лучше понимают возможные пути развития событий, проблемы, варианты решения и преодоления конфликтов.

В настоящее время Александра, Арсений, Михал и студенты Университета ИТМО Александр Пургин и Никита Кулин работают над созданием прототипа игры для туристов и жителей Петербурга, запуск которой запланирован на лето 2018 года во время проведения чемпионата мира по футболу.

Материал опубликован в журнале NewTone

25 апреля 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться