Обложка статьи

Театральные метаморфозы

Шекспиру и не снилось, что когда-нибудь актеры будут передавать эмоции без слов, всего лишь с помощью светящихся шаров, а театральные подмостки смогут проваливаться или выдвигаться по воле режиссера. Тем, кому это до сих пор кажется лишь вымыслом, NewTone рассказывает, как современные технологии меняют театр, чем занимаются медиахудожники и как программисты погружаются в творчество. 

Живой механизм

Новая сцена Александринского театра — это многоуровневое пространство, расположенное во дво­­ре между набережной Фонтанки и площадью Островского. Бывшее здание театральных мастерских стало театром, который оснастили передовым световым, звуковым, видео- и медиаоборудованием. Двадцать подъемно-опускных площадок, лебедки, экраны, зрительские площадки, которые могут выходить прямо на улицу. На этой сцене нет ничего стационарного, все меняется под задачи режиссера и художника. Не стандартный театр, а настоящий живой механизм.

В театре несколько корпусов: главная сцена, где проходит большинство спектаклей, корпус гримеров и актеров, а наверху — репетиционная сцена. Есть учебная сцена, где занимаются магистранты РГИСИ (Российский государственный институт сценических искусств — прим. ред.). Еще один корпус — администрация и медиастудия. Спектакли проходят не только на главной, но и на учебной сцене, а также в медиастудии и фойе, а могут и вовсе переходить из одного пространства в другое.

В театре каждый день проходят творческие встречи, лекции, гастрольные спектакли и кинопоказы. «Важно понимать, что основа театра — это его зрители, — объясняет Селена Волконская, куратор Лаборатории новых медиа. — Существует одна большая проблема. Зритель не всегда готов воспринимать новый театр. Не потому, что он чего-то не способен понять, а потому что этому нужно учиться, ведь перед ним совершенно другой язык повествования, иная форма подачи информации. Поэтому одна из основных целей проекта — просвещение зрительской аудитории. Мы проводим лекции по теории нового театра и новых технологий. Благодаря этому растет аудитория, которая учится правильно понимать и потреб­лять новые медиа».

За кулисами 



Мы входим в один из залов театра. Сейчас здесь готовятся к новому спектаклю. Точнее, идет монтаж. Как нам рассказывает Глеб Матюшин, начальник видеотехнической части, на подготовку оборудования и декораций перед постановкой может уйти около 2–3 дней. 

Скоро здесь покажут спектакль по пьесе Маяковского «Баня». Сам поэт охарактеризовал произведение как «сатирическую пьесу с цирком и фейерверком». Но на «Новой сцене» одним фейерверком точно не обойдутся. Сцена будет проваливаться и исчезать, как будущие жертвы революционных экспериментов, а световые эффекты передадут и торжественность, и темноту времени. По залу уже катается один из персонажей — трехметровая кукла Маяковского в сером костюме. У нее печальные живые глаза, а в руке — огромный револьвер, который, кажется, сейчас выстрелит.

В другом зале полумрак. На полу сидят две девушки в черных одеждах. У каждой в руках синтетический шар. Он не просто светится разным цветом, он помогает отобразить эмоции исполнителя. Примерно так выглядит постановка нейротеатра.

Спектакль, в котором тесно соединились искусство и технологии. Нейроинтерфейсы считывают внутреннее состояние актеров и транслируют его зрителям с помощью музыки, света, цвета, проекции и ритма. 

В центре зала стоит Юрий Дидевич — медиахудожник, музыкант, лектор программы Art&Science Университета ИТМО. Он подсказывает актерам, как точнее передавать эмоции: «Вызовите внутри себя ярость! Представьте неприятное воспоминание!» Девушки начинают крутить шар быстрее, в ответ он меняет цвет.

Юрий Дидевич сотрудничает с «Новой сценой» с 2013 года. Именно здесь был поставлен первый в мире спектакль с использованием нейротехнологий. «Если очень коротко и грубо, то для меня смысл нейротеатра — гуманизация технологической составляющей. Традиционное искусство всегда отображало мир, а современный художник изменяет его».

Театр и лаборатория

Лаборатория новых медиа — уникальный проект, направленный на освоение современных технологий в театральном пространстве. Кураторы ставят перед собой три главные задачи: просвещение, об учение и практика. «Каждый год мы набираем команду из пятнадцати человек, которые в течение полугода получают теоретические знания и практические умения в области новых медиатехнологий, — рассказывает Селена Волконская. — У нас есть блок по теории и истории новых медиа, блок по освоению компьютерных программ, которые используются для работы на сцене: световые, звуковые программы, интерактивные медиа и видеоконтент».

Студенты Лаборатории — программисты, художники, искусствоведы, режиссеры. Первые хотят применить свои IT-умения в творческой сфере. А людям с художественным бэкграундом важно освоить новые инструменты взаимодействия с пуб­ликой, которые они могут применить как в театре, так и в выставочных пространствах, музеях, галереях, концертной деятельности.

За время существования Лаборатории ее ученики стали авторами трех больших спектаклей. Один из них — «Двенадцать» по поэме Блока. Авторы ритмически выстраивали звуковую систему так, что она стала основным выразительным средством спектакля. Зрители сидели в центре, а аудио­системы и экраны были расположены вокруг них. В итоге аудитория будто погрузилась внутрь звука.

Два года назад в начале мая Лаборатория выпустила спектакль «Теркин». Студенты работали над звуком, светом и видео. А в прошлом году выпускница Алина Тихонова подготовила спектакль «Мысль». Она стала автором и медиахудожником. Курс этого года тоже работает над новыми проектами. В одном из них используются очки дополненной реальности. 

«Для нас важнее всего создать хорошую конкурентную среду, чтобы появились художники с разными взглядами, но с одним и тем же инструментарием медиа, — поясняет Селена Волконская. — Технически мы можем обеспечить многое, но нам важнее творческая составляющая».

Материал опубликован в журнале NewTone

15 мая 2018

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться