Пермь на стиле
Пермь основал Василий Татищев в 1723 году как небольшое поселение при медеплавильном заводе. Годы шли, а подземные богатства оказались куда более обширными, чем предполагалось — будучи уже центром новообразованной губернии, Пермь обрастала новыми заводами и производствами. И возможно, город так бы и остался незамеченным в мировой истории, если бы не приезд одного британского геолога.
Сэр Родерик Мэрчисон (Roderick Murchison) отправился вглубь России в 1841 году. Его исследования на территории современного Пермского края привели к тому, что он выделил отдельный геологический период — пермский. Так Пермь впервые вошла во все учебники по истории и энциклопедии.
Но Перми было не суждено оставаться в памяти множества людей в качестве лишь страницы палеозоя. Во время крестьянской работы местное население стало находить литые фигурки причудливой формы. Поначалу пермяки сторонились этих изделий, связывая их с чудью — финно-угорским племенем. Бронзовые фигурки зачастую имели антропоморфное изображение, что, с одной стороны, еще больше отпугивало обывателей, а с другой — привлекало коллекционеров. Так появились первые названия находок — «чудские боги», или «чудские образки».
Как и любую другую историческую новинку, фигурки стали изучать исследователи. И уже в 20-е годы XX века археолог Алексей Шмидт сформулировал понятие пермский звериный стиль. В научной работе он описал бронзовые находки —
фигурки, которые благодаря разнящемуся времени изготовления — от VII века до н. э. и до XII века н. э. — удалось успешно классифицировать по форме, внешнему виду, а также тематике изображений. Шмидт был вдохновлен открытием и писал: «Наиболее оригинальной их чертой является странное комбинирование животных (и человеческих) фигур с отдельными элементами их тел, например, головами, глазами, крыльями. Порой эти сочетания полны художественной гармонии, порой сухи и схематичны, но всегда необычны своим замыслом и выполнением».
Историки и культурологи выделяют множество типов фигурок пермского звериного стиля. Среди них встречаются как простые образы животных или древнейших богов, так и более сложные боги, человеколоси и другие гибриды существ.
Несмотря на то что с момента открытия пермского звериного стиля прошло уже больше сотни лет, ученые продолжают вести исследования. Считается, что истинная сущность загадочных бронзовых фигурок до сих пор окутана тайной, разгадать которую едва ли представляется возможным.
Восемь лет назад современная Пермь в подарок на день рождения получила скульптурную композицию «Кама-река», представляющую собой совокупность образов, известных горожанам по пермскому звериному стилю. Расположенная на одной из центральных улиц, скульптура вместила двенадцать декоративных копий наиболее знакомых глазу элементов и ладью, выполненную в старинном стиле.
Это не единственный пример современного использования культурного наследия Прикамья. Известные жителям города изображения размещают на фасадах центральных зданий, например на пермском ЦУМе. В основе архитектурной композиции нового терминала пермского аэропорта лежит один из элементов стиля, названный «Крыло ангела». И уже с этого года на линии города выходят обновленные автобусы, оформленные в тематике звериного стиля.
Известен пермский звериный стиль и далеко за пределами края. На удивление, самая большая в России коллекция его элементов расположена не в Пермском краеведческом музее, а в Государственном Эрмитаже. Отдельные экспонаты можно отыскать в разных уголках мира — от Англии и Германии до Турции и Израиля.
Материал опубликован в журнале NewTone