Обложка статьи

Дирижер, который стал физиком

Как дирижер может стать физиком и даже IT-шником, рассказывает Кирилл Бодров — заведующий Открытой Лабораторией Идей, Методик и Практик (ОЛИМП).

Как ты пришел в музыкальную сферу?

— Я учился в Свердловском мужском хоровом лицее, куда еще с детского сада директор набирал голосистых талантливых детишек. После обучения в группе «подготовишек», ты проходишь отбор, чтобы поступить в этот колледж. Вернее, это смесь школы, музыкальной школы и музыкального училища, где ты учишься 12 классов, и с 8 класса сессия, как в вузах. Единственное отличие от универа: занятия по 45 минут. В конце ты сдаешь госэкзамены и получаешь диплом. Учеба с 8 утра до 6 вечера. Помню, классе в 9 я немножко завидовал ребятам из общеобразовательных школ, которые освобождаются в час дня. Зато с хором я объездил половину Европы.

И какой диплом ты получил?

— Аттестат о среднем общем образовании и диплом о среднем специальном образовании. В моем случае дирижер-хоровик. По сути, после такого колледжа тебя берут на второй, а то и третий курс консерватории.

Когда ты решил, что пора стать физиком?

— В конце 11 класса я получил только две четверки — по физике и математике. Все дело в том, что я по жизни человек вредный. Вот из вредности и выбрал то, что у меня получается хуже всего: а пойду-ка туда, где научат! На подготовку у меня был 12 класс — это когда нет общеобразовательных предметов, только музыкальные. Казалось бы, тут физику с математикой можно благополучно забыть. Но я сгонял в СПбГУ на олимпиаду, получил диплом, который давал 100 баллов при поступлении в СПбГУ и 300 баллов в УрГУ. Вообще, это довольно забавная история. Я стою в Екатеринбурге в УрГУ на зачислении олимпиадников, и в этот самый момент мне звонят из СПбГУ: «Вы прошли во второй волне». В тот же вечер сел на поезд и уехал в Петербург.

Так ты не считал музыку своим призванием?

— Меня постоянно тыкали, дескать «талант, талант», но я слабо в это верил. Я сторонник мнения, что это вопрос либо везения, либо труда. Пение было мне интересно, и я с удовольствием посвящал этому много времени. Поэтому закономерно, что мой голос развивался легко и быстро.

Как отнеслись преподаватели, родные и друзья к твоему решению?

— Мама знала и поддержала. Друг знал, но не поверил. А учителям я не рассказывал о планах. Вообще, они всеми силами пытались запихнуть меня в консерваторию. Конечно, страшно было менять сферу. Но ключевую роль сыграло мое упрямство и вредность.

Сложно музыканту среди физиков?

— Дирижер-хоровик пришел на физфак, где вокруг ребята из физмат-лицеев — конечно, среди них я был самый тупой! Но я никому не рассказывал о своем музыкальном образовании. Не пытался оправдывать  незнание физики и математики, тем что знаю что-то другое.

Не чувствовал дефицита творчества на первых порах?

— Спустя полгода без музыки начал, сам того не замечая, напевать себе что-то под нос. Я и не знал, пока одногруппники не сказали. Какое-то время компенсировал недостаток творчества постоянными походами в музеи — тот же Эрмитаж можно изучать вечно.

А свой хор организовать не пробовал?

— Так и случилось, причем это «хор технарей». Однажды ко мне подошла девушка из универа, которая случайно узнала о моем образовании: «А научи меня петь». Мы начали поиски помещения с инструментом. Во дворце культуры и науки СПбГУ директор спросил: «А хор создать сможешь?» Я честно сказал, что не знаю наверняка, но могу попробовать, да и не гарантирую, что туда придут люди. В итоге, я перестал считать, сколько ко мне пришло народу, когда число перевалило за 80.

То есть можно сказать, что консерватория у тебя была!

— Можно сказать и так. Конечно, наверняка мне не хватает глубины теоретической базы, но многое я наработал за счет практики благодаря хору, созданному всего лишь на втором курсе университета! А самое забавное, что потом я общался с одноклассниками, которые все-таки пошли в консерватории. Их только на 3 или 4 курсе допустили к хору вести занятия, а у меня уже на 2 курсе был свой хор!

Ты еще не раз менял деятельность после этого?

— Еще в бакалавриате я перевелся в Университет ИТМО на робототехнику, а в аспирантуру пошел на программирование. Можно сказать, что ребенок, который любил в детстве биологию и робототехнику, но учился на дирижера-хоровика, пошел изучать теоретическую физику, затем робототехнику. А потом еще и программирование…

Как пригодилось первое музыкальное образование в нынешней карьере?

— Во-первых, я понял, что можно достигать любых успехов легко, если прилагать достаточно усилий. Во-вторых, конечно, тайм-менеджмент. Еще это чувство ответственности за других, которое появилось еще, когда проходил практику в хоре у малышей. Сейчас оно очень помогает руководить лабораторией.

Если бы ты мог написать письмо самому себе в прошлое, что бы ты себе посоветовал?

— Во-первых, больше верить в себя на младших курсах. Это совет, проверенный на собственной шкуре. В ОЛИМП я часто «пинаю» ребят за то, что они просто закапывают себя под плинтус своей неуверенностью и зря тратят время. Во-вторых, браться за любую авантюру. Любую, которая может принести опыт (за исключением опыта, который может принести вред здоровью). Особенно в профессиональной сфере, да и в любых смежных сферах. Когда технарь научился петь, он понимает, что может научиться всему.

Автор текста: Лидия Георгиева

20 мая 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Вкусная профессия
Чтобы не ошибиться в выборе правильного напитка и его дополнения для идеального вечера, необходимо знать все их тонкости или просто обратиться к профессионалам
Обложка статьи
Вкусная профессия
Чтобы не ошибиться в выборе правильного напитка и его дополнения для идеального вечера, необходимо знать все их тонкости или просто обратиться к профессионалам