Обложка статьи

Другой обводный канал

Представьте, вы выходите из вестибюля станции метро «Международная» и оказываетесь на набережной. Водная рябь отражает петербургское небо, дома, деревья.  Думаете, это лишь наша выдумка? Далеко не все жители Невского, Фрунзенского, Московского и Кировского районов знают, что в их жизни должен был появиться он — Южный обводный канал.

Генеральные планы

Согласно первому генплану Ленинграда (1935 год, переработан в 1939 году) предполагалось развивать город в южном направлении. В новом центре, на пересечении современных Московского и Ленинского проспектов (тогда — Московского шоссе и проектируемой Центральной дуговой магистрали), планировали строительство одной из крупнейших в Европе площадей. В ее середине решили возвести восьмиэтажное административное здание — Дом Советов, рядом с которым встал бы восьмиметровый бронзовый вождь мирового пролетариата. Однако, в отличие от Московской площади, далеко не все задумки тех годов были воплощены в жизнь. Один из наиболее загадочных нереализованных объектов — Южный обводный канал. 

Петербург трудно представить без рек и каналов. Поэтому новому центру — новые водные пути. Канал протяженностью около 15 километров и шириной 25–30 метров, как и его более северный «старший брат» — Обводный, соединял бы Финский залив с Невой. Начинаясь немного выше по течению от Володарского моста, Южный обводный канал должен был впадать в залив между Угольной гаванью и улицей Маршала Казакова. Его разметка соответствовала бы расположению современных улиц: бульвар Красных Зорь — Южное шоссе — улица Турку — Бассейная улица — река Красненькая. 

Зачем нужен был канал?

Существует несколько версий, для чего же предназначался новый водный путь. Согласно одной из них, унаследовав традицию уже существующего Обводного канала, он должен был стать судоходной магистралью. По другому предположению, объект имел спортивное назначение. Действительно, Петербургу — городу, считавшемуся родиной гребли в России, — был необходим специально предназначенный для этого водоем. С таким вариантом отлично бы соотнесся проект нового стадиона, строительство которого предполагалось неподалеку от канала в Невском районе (около нынешнего бульвара Красных Зорь). Тем не менее уже в 1938 году был разработан план ныне существующего Гребного канала на Крестовском острове.

Также есть версия, связывающая строительство Южного обводного канала с еще одним крупным проектом 1930–40-х годов — Московским парком Победы. Это предположение в большей степени оправдывает наименование улицы Бассейной, появившейся в середине 1950-х годов. Канал, прорытый вдоль нее, служил бы резервуаром для подпитки многочисленных прудов парка. Кроме того, возникновение нового объекта должно было понизить уровень грунтовых вод на юге города и обводнить реки Волковку и Красненькую, что отчасти разрешило бы проблему с регулярными затоплениями в Ленинграде.

Дмитрий Баранов, эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

— Изначально Южный обводный канал планировался судоходным. К 1960-м годам уже предполагалось строительство чисто декоративного водоема. Частично канал все-таки был прорыт вдоль дороги в Угольную гавань, параллельно с искусственным руслом реки Красненькой. Но едва ли кто сейчас обратит внимание на эту затерянную в промзоне канаву. Возможно ли было осуществление этого проекта? Я думаю, маловероятно. Единый проточный водоем оказался затратным в строительстве и требовал сложных земляных работ, для которых местами были необходимы довольно высокие откосы. Выглядел бы канал не очень эстетично, при этом в итоге никакой ясной функции, кроме декоративной, у него не осталось. Конечно, качественно обустроенные и доступные для горожан водоемы хорошо влияют на городскую среду и увеличивают стоимость недвижимости. Удачным примером в современной застройке может служить Дудергофский канал, но рельеф там более чем подходящий. Если бы таких каналов в городе стало больше, наверное, это было бы красиво и чем-то напоминало Амстердам. Но вкладывать огромные силы и средства только ради красоты никто желает.

Впрочем, я не исключаю вероятности появления проектов новых городских водоемов. Сейчас их выгода не очевидна для градостроителей, но при определенной оценке она может проявиться. И тут уже речь пойдет не только об эстетике, но и об устойчивости города. Конечно, проект Южного обводного канала вряд ли появится в том виде, в каком он был задуман когда-то. Но отдельные элементы — вполне могут. Если вместо бесполезных пустырей вдоль улицы Турку создали бы хоть небольшой водоем с хорошим благоустройством, то место оказалось бы куда более привлекательным и экономически эффективным.

Почему не построили?

Первое упоминание Южного обводного канала возникло на последних страницах генерального плана 1935 года. Тогда основной причиной временного отказа от строительства была нехватка средств. Шли годы, канал жил только на бумаге, перетекая из одного плана города в другой, последний раз появившись в 1966 году. В следующем плане —  1987 года —  объекта уже нет. Таким образом, к концу советского периода идея строительства была окончательно отвергнута. Официальной причины отказа от проекта не существует. Однако очевидно, что он мог бы стать одним из самых дорогостоящих. 

С годами город застраивался. Нетрудно представить, что водоем должен был пересечь несколько крупных автомагистралей, среди которых проспект Стачек, Московский и Витебский проспекты, Бухарестская и Софийская улицы. Необходимо было возвести более десятка развязок, мостов и дамб, реконструировать огромное количество инженерных сетей. Постройка канала затронула бы и железнодорожные пути Московского, Витебского, Варшавского и Балтийского направлений. Чего стоило бы прорыть его под станцией «Сортировочная», насчитывающей несколько десятков путей. Кроме того, велика вероятность, что перепады высот вдоль канала от истока к устью не позволили бы сделать его самотечным. Решением этой проблемы могла бы стать установка водонапорных насосов у его истоков — в районе бульвара Красных Зорь, что еще больше бы усложнило реализацию проекта и увеличило его стоимость. 

Иллюстрация: проект «Советский Ленинград»

Материал опубликован в журнале NewTone 

20 августа 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться