Обложка статьи

Самый умный город

Чтобы заглянуть в глаза города, достаточно найти одну из ближайших камер видеонаблюдения, которые внимательно следят за обитателями мегаполиса. Услышанное и увиденное передается в мозг — Городской мониторинговый центр, обеспечивающий работу системы «Безопасный город». Корреспонденты NewTone посмотрели записи городских камер наружного наблюдения и узнали, какие дворы Петербурга называют «умными» и на скольких языках говорят сотрудники службы «112».

Безопасный Петербург

На большом экране — карта города, и на ней мерцают небольшие точки. Так в режиме реального времени отображаются нештатные ситуации и происшествия, которые случаются в Петербурге. Информация в автоматическом режиме поступает соответствующим службам, а работники Городского мониторингового центра следят за решением проблем. Центр был создан в 2005 году и сначала работал с обращениями горожан по вопросам ЖКХ. Идея интегрировать все системы обеспечения безопасности граждан возникла на основании изучения опыта Израиля, однако получившаяся платформа «Безопасный город» оказалась уникальной, так как создавалась именно для Петербурга.

«Раньше существовало множество самостоятельных систем обеспечения безопасности, взаимодействие между которыми было затруднено. Подобная практика сохраняется во многих городах, в том числе в Москве. Мы решили объединить все функции в одном удобном интерфейсе. Сегодня наш комплекс “Безопасный город” включает такие важные направления, как безопасность на транспорте, населения и муниципальной инфраструктуры, экологический мониторинг и координацию работы служб и ведомств», — рассказывает директор Центра Виктор Серков. Отраслевые комитеты и районные власти оперативно получают сведения о происшествиях в зоне их ответственности и принимают необходимые управленческие решения. Работники центра обмениваются информацией и с органами внутренних дел, а также с городскими экстренными службами.

Система «Безопасный город» имеет способности к самообучению, а потому на основании имеющегося опыта предлагает людям оптимальное решение проблем. Так, в ближайшем будущем с помощью экологического мониторинга система подскажет городским властям, как планировать застройки и проектировать зеленые зоны. Уже сейчас Городской мониторинговый центр обеспечивает работу автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. В дальнейшем будет развиваться система управления городским транспортом и светофорами.

Видели видео?

Пищу для размышлений «Безопасный город» получает благодаря действию городской системы видеонаблюдения, которая к концу 2019 года будет включать до 40 тысяч устройств мониторинга, а в 2020 году, по планам, все 70 тысяч. Речь идет о камерах наблюдения со встроенными дополнительными модулями, это, например, устройства для подключения к беспроводной сети или небольшие динамики для передачи звуковых оповещений. Помимо уличных камер в систему включено видеонаблюдение метрополитена, аэропорта, железнодорожных вокзалов, пассажирского порта и стадиона «Газпром Арена».

«В рамках реализации проекта “Умный двор” в жилых домах в восьми районах Петербурга установлены более восьми с половиной тысяч устройств мониторинга, которые не только фиксируют происходящее, но и позволяют в экстренных ситуациях разблокировать электронные замки на подъездных дверях», — рассказывает Виталий Аникин, начальник управления развития информационно-коммуникационной инфраструктуры АПК «Безопасный город».

Записи с городских камер видеонаблюдения хранятся в Центре в течение 7 дней. Жители Петербурга могут воспользоваться материалами, например, при поиске угнанного автомобиля. Для этого надо позвонить по телефону, который указан на сайте, уточнить, попало ли происшествие в обзор камеры, и сделать заявку на сохранение записи. После этого видео можно получить совершенно бесплатно на основании запроса сотрудников полиции или адвокатов. Для удобства жителей города сервис сохранения записей доступен и через мобильное приложение «Безопасный Санкт-Петербург». Также через приложение можно снять видео, которое сразу же загружается на сервер и может быть использовано в качестве доказательства по тому или иному случаю, например парковки соседской машины на газоне.

Одна из задач Центра — работа с обращениями граждан, поступающими на портал «Наш Санкт-Петербург» или по телефонам 004, 576-4- 004. Портал уже более пяти лет принимает жалобы по вопросам благоустройства и городского хозяйства. «Ежедневно к нам на портал приходит до двух с половиной тысяч сообщений. Служба модерации обрабатывает каждое на соответствие указанным категориям. Сейчас у нас 194 категории, затрагивающие разные проблемы: от ям на дорогах до высоты бордюрного камня», — говорит начальник отдела сопровождения государственных интернет-ресурсов Наталья Сорокоумова. Чаще всего жители города жалуются на отопление и незаконную рекламу. Если сообщение составлено верно, то оно публикуется на портале и передается в профильную городскую организацию, которая после решения проблемы готовит официальный ответ с подтверждением выполненных работ. «Заявитель имеет право подать возражение на ответ городских служб. Если это будет третье возражение, мы организовываем выезд представителей портала на место и проводим проверку», — рассказывает Наталья Сорокоумова.

Важные звонки

Жители и гости Петербурга обращаются за помощью к работникам Центра и в экстренных случаях, позвонив по единому номеру телефона «112». В нашем городе служба «112» работает с 2017 года и позволяет принимать также СМС и данные о происшествиях, поступающие из автомобилей, оснащенных системой «ЭРА-ГЛОНАСС». В среднем в день операторы принимают до 8 тысяч звонков. Полученное сообщение регистрируется в рамках системы одного окна, а затем передается в оперативные службы. Наличие номера «112» не отменяет возможность вызова служб по выученным с детства номерам «01», «02» и «03». Однако служба «112» обеспечивает более быструю реакцию, а запись телефонных разговоров — гарантия того, что ни один звонок не останется неучтенным.

По словам начальника службы экстренных вызовов «112» Марины Ветровой, с работой оператора, принимающего сообщения, справится не каждый человек. Понятие «стрессоустойчивость» в требовании к кандидату — не просто дань моде на рынке труда. Будущий оператор должен обладать грамотной речью, знать хотя бы один иностранный язык, иметь образование не ниже среднего профессионального, уметь печатать со скоростью от 130 знаков в минуту, а еще хорошо знать город и оставаться абсолютно спокойным в любой ситуации. Знание Петербурга пригодится при общении с заблудившимися туристами, сегодня операторы службы «112» могут также принять звонки на пяти иностранных языках: английском, французском, немецком, испанском и итальянском. А спокойствие оператора позволит человеку, попавшему в беду, без лишней паники сообщить всю информацию, которая понадобится для оперативного реагирования. Кстати, вызовы на номер «112» фиксируются на интерактивной карте с привязкой к месту нахождения телефона звонившего.

Даже в таком крупном городе, как Петербург, жители могут почувствовать себя защищенными. Сжимая смартфон, мы понимаем, что наша безопасность теперь еще и в наших руках. Конечно, проще постараться не думать об угрозах, которые подстерегают нас на каждом шагу, но гораздо важнее осознавать и то, что в эту самую минуту кто-то готов прийти к тебе на помощь на расстоянии телефонного звонка.

Материал опубликован в журнале NewTone

27 ноября 2019