Обложка статьи

А вы точно Ван Гог?

Какую картину можно выдать за произведение XVI века? Как китайцы объясняют свою манию к тиражированию подделок? Может ли реставратор изменить картину до неузнаваемости? Сотрудник Отдела научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа Денис Прокуратов помог нам ответить на эти и другие вопросы о фальсификации предметов искусства.

Как в Эрмитаже проверяют картины на подлинность?
Сначала искусствоведы изучают картину, ее аналоги, историю написания и продаж, и выдают заключение. После этого полотно проверяют в Отделе экспертизы. В первую очередь делают ультрафиолетовую фотографию, чтобы посмотреть состояние лака и понять, реставрировалась ли картина. Дальше проводится инфракрасная съемка, которая показывает подготовительный карандашный рисунок художника: у каждого автора он уникален. Рентгенографическим методом изучают строение картины, состояние холста или дерева, на котором написано полотно, мазки художника, подмалевки. На следующем этапе проверяется красочная палитра: с помощью рентгено-флуоресцентного анализа изучается элементный состав в нужной области — небольшой точке на картине, примерно 1 мм. Там не должно быть современных пигментов. Когда искусствоведы и ученые оценили картину, закупочная комиссия решает, будет ли музей ее приобретать.

Как создают подделки?​​​​​​​
Очень редко художник выдает свою картину за произведение, допустим, XVI века. Это сложно сделать, потому что надо обладать высоким уровнем мастерства. Даже если художник может скопировать стиль, техника работы, скорее всего, подведет, что будет заметно по мазкам и предварительному рисунку на рентгене. Чаще всего берут картину другого автора того же периода и выдают ее за нужного художника. Это могут быть работы его учеников, друзей. Полотна могут быть похожи по сюжету, если художники ездили вместе писать с натуры, а иногда одинаковыми оказываются и материалы.

Кто приносит подделки в музей?
Сделать это может абсолютно любой человек. Если вы найдете что-то у себя дома или у бабушки на даче, то можете принести в Эрмитаж, спросить, есть ли шанс эту вещь продать. Но музей делает экспертизу, только когда хочет приобрести что-то в свою коллекцию. Если человек захочет сделать анализ предмета искусства для себя, то лучше отнести его в Русский музей или в частную фирму. Там сделают экспертизу за определенную плату. Также подделки приносят перекупщики предметов искусства: для них это бизнес.

Допускают ли поддельщики явные оплошности? 
Часто те, кто подделывает предметы искусства, забывают о том, что краска сохнет около 50 лет. «Нам однажды принесли картину, сотрудница лаборатории взяла ее за края, поставила на рентгеновский стол, и у нее большие пальцы по красочному слою начали скользить. А это был вроде XVI век…», — рассказал Денис о невнимательности поддельщиков. Иногда забывают о времени изготовления материалов. Часто в лаборатории определяют, что бумага карандашного или акварельного рисунка изготовлена намного позже, чем владелец датирует рисунок.

Как формируется цена на предмет искусства?
Все зависит от моды на художника. Например, импрессионисты всегда на слуху и стоят дорого. Бывает и искусственно сформированная цена. Денис рассказал о коллекционере, который скупил все 40 картин художника XX века и выставил одну из них за миллион долларов. Через несколько лет ее купили, и автоматически каждое произведение автора стало стоить миллион долларов. А коллекционер стал владельцем коллекции за 40 миллионов.
 

Продажа подделки преследуется по закону?
Человек, который пытается продать картину, может быть честным покупателем, иметь чек из антикварного магазина. Но уже в Эрмитаже могут определить, что вещь не настоящая. По словам Дениса, в таком случае музей не обращается в полицию, потому что нет доказательств, что покупатель знал об этом. Но иногда в музей приносят картины, которые были украдены. Они открыто публикуются в специальных каталогах украденных вещей. В этом случае, могут завести уголовное дело. Правоохранительные органы уже будут разбираться, откуда картина у владельца.

Чем опасны общедоступные каталоги предметов искусства?
Несколько лет назад был опубликован подробный каталог старинных новгородских монет с хорошими фотографиями. И через год в музеи пошел вал монет, сделанных по образцам с фотографий. Также Денис рассказал о подделке царских и петровских серебряных монет. Два десятка таких «ценностей» можно было купить примерно за 3 000 рублей. На AliExpress такие монеты стоят от 33 рублей за штуку. Но иногда мошенники их продают за 5 000 за штуку.

Почему Китай — родина большинства фейков?
По мнению Дениса, у китайцев это заложено в менталитете. В древнее время у них считалось почетным повторить работу учителя. Это значило, что человек достиг высшего уровня мастерства. Китайцы тиражируют вещи и считают это нормальным. Они не стремятся продать их дорого, в отличие от русских, которые заказывают вещь за 30 рублей из Китая и перепродают за 1 000 рублей.

Кто такие черные копатели и чем они отличаются от археологов?
Археологи — это ученые, которые делают записи при раскопках, анализируют обряды захоронений. Они изучают быт прошлого. А чёрные копатели находят в земле металл, но при этом выкидывают все кости, посуду, ткани. В Эрмитаже такие вещи не покупают, потому что копатели не приносят пользы для науки, не изучают эпоху, к которой принадлежал предмет. Более того, статья 7.15 КоАП РФ запрещает проведение археологических полевых работ без разрешения. Для этого нужно получать специальный открытый лист от Министерства культуры. За незаконные действия на «черных копателей» могут наложить штраф и изъять добытые предметы и использованное оборудование.

Может ли многократная реставрация изменить картину до неузнаваемости?
Многократная реставрация в прошлые века могла изменить картину до неузнаваемости. Художники в XVI–XIX веке часто хотели показать свои умения и добавить новые детали к реставрируемой картине — цветы, фигуры, дома. Бывает, что реставратор, смывая пожелтевший лак, мог удалить полностью красочные слои автора до грунта. Тогда приходилось заново писать часть полотна. В XXI веке реставрация не вмешивается в авторский слой. Если этих слоев не осталось, а видны только прошлые реставрации, то их не будут удалять, но и дорисовывать не станут. Если Эрмитаж при покупке картины видит, что картину много реставрировали, то музей снижает цену. 

Материал опубликован в журнале NewTone

28 сентября 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться