Обложка статьи

Зловещая сказка

В мире сказки события развиваются по своим законам: Серый Волк бескорыстно помогает Ивану-царевичу, Баба-яга одиноко живет в избушке в дремучем лесу, а победить злого дракона можно заклинанием. Но что кроется за привычным сказочным сюжетом? Об этом рассказал религиовед Константин Михайлов в лекции «Темная сторона сказки», организованной на базе лектория Level One.

Начало

«В некотором царстве, в некотором государстве» — так начинается большинство волшебных сказок. Уже в первой фразе отсутствуют географические и временные привязанности. Сказка должна начинаться с условного, неконкретного прошлого, достаточно удаленного от нас. При этом, в отличие от мифа, это прошлое соизмеримо с нами: сказка никогда не говорит о том, что происходило на заре времен. Оптимальная граница — времена прапрадедов, ближайших родственников, с которыми не могло быть никакого контакта.

Народная сказка — очень грамотно построенный фольклорный сюжет, все висящие на стене ружья должны выстрелить. Не бывает случайных деталей.

Структура

Несмотря на околосовременную форму, сказка использует архаичные ритуальные сюжеты. Она привязана к календарному циклу: события происходят в переломный момент — в Сочельник, вечером накануне Ивана Купалы или другого праздника. Герой спускается в мир мертвых и возвращается обратно. Для этого он должен пройти обряд инициации. Владимир Пропп, главный русский теоретик фольклорной сказки, ассоциировал это путешествие с обрядом возрастной инициации. Американский теоретик Джозеф Кэмпбелл считал, что это процесс формирования героя. Вариантов много, но так или иначе это история становления: из никого, из дитя герой становится взрослым, настоящим.

Чуждое пространство

Приключения героя начинаются с того, что волей судьбы он должен проникнуть в чуждое человеку пространство. В русских и европейских сказках зачастую этим пространством оказывается лес — место, где невозможно жить долго, но с которым мы время от времени вынуждены контактировать. В религиоведческих терминах это место называется домом тайн. Покинуть его можно, только разгадав его загадку. Здесь происходит инициация, предполагающая символическую смерть. Даже современная «сказка» «Звездные войны» предполагает выход в постороннее пространство — космос. С этой драмы начинается становление героя. Он проходит «таможню» мира мертвых, пространство полуживое-полумертвое (как избушка Бабы-яги).

Преграда

Затем герой (религиоведы еще называют его шаманом) сталкивается с препятствием — географическим объектом, который невозможно преодолеть (огненная река, горы, море). Сюжет переправы нужен для того, чтобы шаман, оказавшись в мире мертвых, научился управлять духами. Сам он обычно не обладает магическими силами, поэтому он заключает договор с магическими сущностями, которые помогают ему в достижении целей. Это могут быть предметы, животные, природные духи (в России это часто духи, связанные с морозом).

Царство долгой ночи

Место, куда направляется шаман, называется царством долгой ночи, или, на языке религиоведения, царством змея. Здесь происходит сражение с антагонистом и  встреча с главным духом. Во время финального испытания герою приходится рассчитывать на сверхъестественные возможности своего помощника, потому что сам он человек и при столкновении со смертью бессилен. В глубине царства долгой ночи хранится секрет бессмертия, способность воскресать и воскрешать других. Неслучайно в сказках так часто встречаются золото и огонь — символы жизни.

Конец

Когда герой познает секрет, он сможет вернуться домой. О его входе в мир мертвых рассказывается подробно, но никогда не описывается путь обратно. Однако возвращение — очень важный момент. Сказка должна показать нам, что шаман стал собой, стал взрослым. Заканчивается сказка обычно пиром: герой должен вкусить пищу мира живых и продемонстрировать свою победу над смертью. В этот момент происходит календарная смена года, начинается новый отсчет.

19 января 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.