Обложка статьи

Не бот, но помощник: как цифровые волонтеры помогают в образовании?

Когда лекционная пара подвисает во время вещания, кто-то пытается сдать домашку через голосовые сообщения WhatsApp, а другие безуспешно «расшаривают» свою комнату через Zoom, на помощь приходят они… цифровые волонтеры.

В чем проблема?

Несмотря на то что вузы должны были быть готовы к удаленному обучению, оказалось, что не все преподаватели смогли адаптироваться к новому. По статистике аналитического центра НАФИ, только 27 % россиян обладают высокой цифровой грамотностью, и этот факт отражается в числе прочего на сфере образования.

Кто эти люди?

Впервые информация о цифровых волонтерах появилась в 2019 году, когда Министерство связи переводило Россию с аналогового вещания на цифровое. Эти люди помогали населению осваивать новые технологии телевидения. Получается, они настройщики оборудования?

В каждом вузе процесс волонтерства организован по-своему. В ИТМО есть большой проект «Цифровые волонтеры», куда входят три клуба «Ты нужен людям», «#Всети» и «Цифровые волонтеры». Первый отвечает за сервисную помощь на мероприятиях или в аудиториях, второй помогает пожилым людям осваиваться в цифровом мире, а третий направлен на помощь преподавателям в условиях дистанционного обучения. География работы клубов не будет ограничена только Университетом ИТМО. Активисты планируют создать единую платформу по предоставлению волонтеров для любого вуза по запросу.

Как они обучались?

Все участники клуба прошли одноименную школу от Университета 20.35. Там их подготавливают в формате «3 + 2»: первые три дня ребята изучают предложенные материалы самостоятельно, слушают вебинары, а затем приходят на двухдневный интенсив в виде учебных занятий. На выходе из обучающей программы каждый из них умеет использовать цифровые сервисы в образовательном процессе, внедрять элементы геймификации в обучение, делать инфографики и чат-ботов.

Галина Ларионова, руководитель клуба цифровых волонтеров Университета ИТМО

— На самом деле ответ на вопрос, кто эти люди, зависит от того, что понимать под цифровым волонтерством. Цифровой помощью можно считать все, что связано с дистанционным обучением, а также проведением онлайн-мероприятий. Наш клуб занимается именно частью, связанной с обучением, но можем помочь и в других сферах. Официально в клубе пока что 8 человек и много ребят, которые волонтерят на мероприятиях. Присоединиться в качестве помощника можно сразу, а вот чтобы вступить к нам в клуб, нужно пройти онлайн-курс, который мы сейчас делаем совместно с Департаментом образовательной деятельности.

Какое будущее их ждет?

Сейчас интерес к цифровому волонтерству постепенно нарастает, причем, помимо будущих педагогов, помогать преподавателям хотят студенты и других направлений.

Мотивируются ребята желанием помогать и быть полезными. Например, Андрей Воробьев, студент-биоинженер Университета ИТМО и по совместительству цифровой волонтер, радуется, если видит успехи преподавателя, когда лектор не чувствует себя потерянным во время занятия.

По мнению специалистов по образовательному инжинирингу из Университета 20.35, рынок образовательных технологий сейчас один из самых быстрорастущих и эра цифровых волонтеров только начинается. А нынешние цифровые волонтеры, при любом повороте событий, всегда найдут себе занятия уже обладая необходимым инструментарием.

Пресс-служба Университета 20.35

— В апреле, самом начале пандемии, многим школам и университетам потребовалась своевременная и квалифицированная помощь при переходе на дистанционное обучение. Сперва мы создали базу оперативной помощи — канал GO Online. Там рассказывали про инструменты и методики для покорения «цифровых Альп» и построения нового образовательного процесса. Ежедневные трансляции смотрели больше тысячи человек, а материал накапливался в полноценную базу знаний, годящуюся под различные задачи. Школа цифровых волонтеров стала логичным продолжением этой деятельности. Из более 250 отобранных заявок на первый поток школы, 157 заявок было от студентов, получающих педагогическое образование. Остальные — студенты самых разных направлений: будущие физики, журналисты, философы, медики, психологи и программисты.

22 января 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.
Обложка статьи
Дополнительные органы внутри нас
В сентябре в Journal of Anatomy вышла статья австралийских ученых. В ней исследователи предполагают, что к концу XXI века у всех людей появится дополнительная предплечевая артерия. С точки зрения хирургии ее можно будет использовать для пересадки в другие части тела.