Обложка статьи

Эрмитаж: инструкция по выживанию

Встреча с искусством не всегда оставляет приятное впечатление. Простояв два часа в очереди, заблудившись в залах, толкаясь, поверх голов увидев наконец ту самую картину, сложно почувствовать что-то, кроме усталости и злости на весь мир, назвавший это «шедевром». Чтобы с вами такого не произошло, во время беседы «Как сходить в Эрмитаж как в первый раз» в Открытой гостиной Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова культуролог и гид Наталья Спиридонова поделилась советами, как спланировать посещение музея, не устать и получить удовольствие.

Что такое художественный музей

Прежде чем отправиться смотреть на картины, нужно понять, куда мы идем. Художественные музеи можно разделить на классические и современные. Классические, такие как Лувр, Пушкинский музей или Эрмитаж, не просто показывают искусство, но и объясняют его: почему это искусство, почему это ценно и где здесь красота. Современные же музеи часто оставляют свободу в интерпретации вашего визуального опыта. Безусловно, при этом классические музеи могут включать в себя современные элементы, а современные музеи все равно несут в себе образовательную функцию.

Например, в музее Инзель Хомбройх в Германии экспонаты коллекции выставлены вперемешку, без ориентации на хронологию или тематику: африканские маски и конструктивистская мебель сочетаются с рисунками Климта и геометрическими абстракциями. У экспонатов нет подписей, ведь какая разница, кто автор произведения, важно лишь впечатление, которое оно произвело. При этом музейное пространство — кирпичные павильоны с белыми стенами, не отвлекающими внимание посетителей. Совсем не похоже на Эрмитаж с его четкой структурой и величественными залами. 

Большинство крупных классических музеев России за время своего существования пережили многое: смену режима, приватизацию, войны, эвакуации. Экспонаты, собранные в таких музеях, изначально были созданы совсем не для того, чтобы демонстрироваться в них. Картины и вазы должны были украшать богатые усадьбы, а мумии фараонов так и остались бы в Египте, если бы не еще одна, но самая главная функция музеев, о которой нужно помнить, — сохранение.

Итак, как избежать ошибок

— Ограничьте время посещения 1,5 часа 

Фонды Эрмитажа насчитывают около 3 миллионов экспонатов. Получается, что если на каждый экспонат уделять хотя бы одну минуту, то на осмотр всей экспозиции уйдет около пяти с половиной лет. И это без учета времени на переход от одного экспоната к другому и между корпусами, не говоря уже о сне, еде, отдыхе и осмыслении. Поэтому обойти весь Эрмитаж у вас точно не получится: расслабьтесь, получайте удовольствие и возвращайтесь с новыми силами в следующий раз снова и снова.

— Спланируйте маршрут

Это поможет не тратить время зря и чувствовать себя уверенно. В зависимости от цели посещения, идете вы группой или самостоятельно, а также с кем вы идете (об этом чуть позже), продумайте, что именно вы хотели бы встретить на своем пути. Для этого можно воспользоваться картой на сайте музея, а при регистрации доступна функция проложить индивидуальный маршрут, который сохранится в вашем личном кабинете. Если вы собираетесь идти группой от 8 человек, обязательно следуйте маршрутам №1 или №2: так вы обеспечите нормальную циркуляцию людей в залах и поможете избежать толкучки.

— Используйте шедевры для фокусировки внимания

Шедевр — сложное понятие, и если картина признана выдающейся, это совсем не значит, что от нее должно захватывать дух именно у вас. Однако использовать отдельные экспонаты и залы в качестве опорных точек при выборе маршрута очень удобно — попробуйте.

— Купите билеты онлайн

Ни в коем случае не стойте в очереди! Впереди 1,5 часа созидания, которые так просто испортить двумя часами на улице. Взвесьте все «за» и «против»: с одной стороны, бесплатные льготные билеты доступны только в кассах, с другой — возможно, вы всё-таки готовы отдать 500 рублей в обмен на комфортное начало осмотра.

— Фотографируйте с умом

Обычно мы фотографируем потому, что хотим запомнить событие и эмоции в моменте. Поэтому вполне естественно делать фотографии в музее, но без вспышки. При этом помните: ни одна фотография не передаст мельчайших деталей. Иногда в картинах заложены «пасхалки»: игры света, мелкие детали и намеки. Такие тонкости лучше разглядывать на специальных репродукциях или в книгах по искусству, которые можно найти в магазине музея. 

— Ведите себя тихо

Это значит, что не стоит кричать, бегать и мешать другим. При этом пойти в музей не одному, а со спутником — очень хорошая практика. Разговаривая с кем-то, обсуждая то, что вы видите, вы создаете дополнительное впечатление, эмоциональную связь, а значит, имеете возможность пережить этот опыт глубже.

— Не трогайте экспонаты руками

Ну это вроде понятно. Еще не стоит делать резких движений рядом с ними, просто на всякий случай. А вот паркет трогать руками можно и нужно! Он надежно покрыт защитным слоем для того, чтобы вы могли по нему пройти, при этом паркет в Эрмитаже — отдельное произведение искусства со своими причудливыми рисунками, смешением материалов и техник.

— Не берите с собой еду и напитки 

Их все равно изымают на входе: какими бы аккуратными вы ни были, всегда есть риск испортить экспонат одним неловким движением. 

— Комфорт на первом месте

В нашем сознании поход в музей, как и в театр, до сих пор может ассоциироваться с «выходом в свет» — событием, для которого нужно приодеться. Оставьте это в прошлом: для того чтобы получить удовольствие от посещения, главное, чтобы вам было удобно. Самое важное — предусмотреть обувь без острых каблуков: с такими могут и не пустить из опасений за сохранность паркета.

Еще в Эрмитаже почти нет мест для сидения, но разрешено сидеть на полу. Если продумать этот момент заранее, можно обеспечить себе комфортный и регулярный отдых во время осмотра экспозиции.

— Позаботьтесь о безопасности

К сожалению, случаи карманных краж совсем не редкость. Будьте внимательны, особенно в загруженных залах. Если вы обнаружили пропажу на месте, не молчите и обратитесь к администратору, опишите произошедшее в книге жалоб. Поймать карманника очень сложно, но зафиксировать случай — важно.

— Будьте открыты новому

Обращайте внимание на студентов с графическими планшетами, смотрителей, работников музея и реставраторов: возможно, если получится завязать разговор, они расскажут вам уникальные истории. 

— Продумайте программу после

Любой опыт важно отрефлексировать, иначе он смешается и утонет в нашем ежедневном информационном потоке. Позовите друга, зайдите в кафе и за булочкой с кофе обсудите все то, что увидели. 

Что посмотреть

На что обратить внимание, если вы идете...

  • С друзьями: 
    • Золотые и бриллиантовые кладовые, а также завораживающий вид фойе Эрмитажного театра и парадной лестницы Нового Эрмитажа (Теребеневская лестница).
    • Частные покои Марии Федоровны, а также покои Николая II и Александры Федоровны на втором этаже Зимнего дворца с окнами на Неву и Адмиралтейство. 
      Особенно интересна библиотека Николая, оформленная в неоготическом стиле, а также надпись на английском языке на окне покоев Александры: «Ники 1902 смотрит на гусар. 7 марта», нацарапанная императрицей бриллиантом. Супруги на протяжении долгих лет писали друг другу нежные письма и вот одна такая «записка» хранится в Эрмитаже уже 119 лет.
    • Белая столовая (Малая столовая)
      В ночь с 25 на 26 октября (7–8 ноября) 1917 года во время штурма Зимнего дворца было арестовано Временное правительство. После двухчасового блуждания по погруженному в полную тьму дворцу дюжина вооруженных революционеров во главе с Владимиром Антоновым-Овсеенко, ориентируясь на звуки речи, добралась до Малой столовой, где собрались тринадцать членов Временного правительства. Этот исторический момент увековечен стрелками часов с фигурой носорога, что символизирует начало нового времени.
  • На свидание: 
    • Рейнолдс. «Амур развязывает пояс Венеры». 
      Самое важное — не тщательно спланированный маршрут или выученная информация об экспонатах для того, чтобы впечатлить вашего партнера, а настроение, с которым вы этот маршрут пройдете. Пусть это будет атмосфера легкости и шуток и, быть может, кокетство и влюбленная неловкость, изображенные на этой картине.
    • Рубенс. «Союз Земли и Воды»
      Здесь мы видим опирающегося на трезубец бога морей Нептуна и богиню Кибелу с рогом изобилия в руке. Чувственность изображения и теплота красок как раз подходят нам по настроению. При этом картина замечательна не только композицией, но и имеет интересный политический подтекст о борьбе за выход к морю между Голландией и Фландрией. Сюжет картины можно обыграть: обратите внимание на то, как Нептун говорит с Кибелой. Что он говорит ей? Удерживает ли он ее или говорит ей, как она прекрасна? А быть может, прекрасен тот, кто сейчас рядом с вами?
    • Джорджоне. «Юдифь»
      Эта картина — изображение женской силы. По легенде, полководец Олоферн, командовавший армией Навуходоносора, прошел Месопотамию, разрушил все города, выжег посевы и перебил мужчин. Небольшой город Ветилуя, где жила молодая вдова Юдифь, также находился в осаде. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна, а когда он уснул, Юдифь отсекла ему голову. Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи, и город был спасен. Ну и шуточная мораль, которую можно вынести из истории: главное — не потерять голову от любви.
  • С детьми:
    Помимо Рыцарского зала, традиционно приводящего в восторг маленьких посетителей, существует множество других залов и экспонатов, способных впечатлить ребенка.
    • Галерея истории древней живописи
      Начать осмотр с детьми можно с зала, в котором собраны ответы на вопросы: «А что же такое искусство?», «Каким оно бывает?» и «Как так получилось?». Для того чтобы подготовиться к осмыслению экспозиции музея, даже взрослому человеку полезно попытаться на них ответить. Кроме того, стены галереи декорированы картинами на сюжеты мифов Древней Греции.
    • Каналетто. «Прием французского посла в Венеции»
      Картина наполнена мелкими деталями и в изображении толпы у дворца можно разглядеть множество сюжетных поворотов. А еще, если смотреть на полотно с разных ракурсов, фокус внимания смещается: то дворец становится главным объектом картины, то толпа перед ним — своеобразная оптическая иллюзия.
    • Большая колыванская ваза
      Высота вазы 2,57 метра, а вес — 2,5 тонны: такой экспонат не может не привлекать внимание. В Новом Эрмитаже вазу установили еще до того, как появились стены здания. Изначально она должна была находиться на втором этаже Зимнего дворца, в зале, где собраны произведения русского камнерезного искусства. Но оказалось, ваза так велика, что не пройдет ни в одни двери и для того, чтобы ее туда поставить, пришлось бы ломать стены дворца. 

    Играйте с детьми

    Чтобы сделать осмотр картин не скучным занятием, обсуждайте с ребенком все то, что он видит. Не стоит пытаться вложить в беседу большое количество исторической информации или образовательного контекста, лучше говорить об эмоциях, ярких случаях и даже немного играть. Например, если перед вами портрет, спросите «Как ты думаешь, что говорит человек на картине, о чем думает?» и позвольте ребенку воспринять и пережить сюжет картины или скульптуры так, как ему захочется.

11 мая 2021