Обложка статьи

Инклюзивное образование: от запретов до международного признания

Согласно данным Пенсионного фонда России, в стране 11,7 миллиона граждан с ОВЗ, из которых 5,6 % — дети. Международным днем борьбы за права инвалидов, в том числе на доступное образование, признано 5 мая. В еженедельной рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории появления инклюзивного образования.       

Зарождение: первые школы и запреты
Инклюзивное, или включенное, образование — это форма обучения, при которой человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) может учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для него создают специальные условия: изменяют инфраструктуру, используют специальные программы и методики преподавания. 

История инклюзивного образования начинается в Древнем Египте и Греции. В IV–VI веках там открывали специальные школы для слепых, где их обучали пению, стихосложению и музыке. Отношение к глухим было иным: из-за трудов античных философов педагоги и врачи вплоть до XVIII века не обучали и не лечили их. Например, Аристотель считал потерю слуха препятствием для просвещения, а Гиппократ находил ее сверхъестественной.  

Развитие: философские труды и методы преподавания
В XVII веке чешский педагог Ян Амос Коменский предложил совместное образование детей с психофизическими отклонениями в обычных школах. Его идею разделяли и другие ученые: например, Иоганн Песталоцци и Джон Локк. Втроем они заложили основы инклюзивного образования.


«Возникает вопрос: можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? — Отвечаю: из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека» — писал Коменский в «Великой дидактике».

В 1749 году французский философ Дени Дидро в трактате «Письмо о слепых в назидании зрячим» подробно описал внутренний мир и процесс обучения человека с нарушением зрения. Позднее французский педагог Валентин Гаюи воплотил идеи Дидро в жизнь. Для исследования быта незрячих он познакомился со слепой пианисткой Марией фон Парадис и наблюдал, как она заучивала музыкальные произведения и играла на инструменте. Накопленные Гаюи знания легли в основу тифлопедагогики, науки об обучении и воспитании незрячих, и помогли создать школы для слепых во Франции, Германии и России в период с 1784 по 1806 года.

Первое образовательное учреждение для глухих детей открыл испанский монах Педро Понсе де Леон в XVI веке в монастыре Сан-Сальвадор. Однако обучение неслышащих в то время считалось преступлением, поэтому школа работала неофициально и воспитывались в ней только дети из богатых семей. Главной задачей Леона было помочь глухим преодолеть немоту. Для этого он практиковал чтение и публичные выступления. 

Спустя два века в 1770 году педагог Шарль Де л’Эпе основал «Парижский институт глухих». Изначально это была небольшая частная школа, где для общения использовали словесную и жестикулярно-мимическую речь. Он считал, что единственный способ вернуть глухих обществу — «научить их слышать глазами и говорить голосом».

Утверждение: разные подходы и всемирные организации
Историю европейского специального образования XX века можно условно разделить на несколько этапов. Первый, сегрегационный, был распространен в 20–60-е годы. Его основной принцип — изолировать детей с ОВЗ от остальных. Как правило, из-за необходимости в постоянном медицинском уходе их обучали в закрытых школах и интернатах. Подобное образование ограничивало детей в общении и мешало их социализации.

Поэтому на смену сегрегационной стратегии в 60–80-е годы пришла интегрированная. В отличие от предыдущей она позволяла людям с инвалидностью получить образование в обычных учебных заведениях. Но особые условия для детей с особыми потребностями не создавали, и они были вынуждены приспосабливаться под внешние условия.

Противоположностью интеграционной стратегии в 80-е годы стала инклюзивная, которая учитывала психофизические особенности каждого учащегося. Ее принципы были провозглашены в 1994 году под эгидой ЮНЕСКО на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. Спустя 12 лет Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, в которую вошли положения об включенном образовании. В 2012 году Россия присоединилась к ней.

Кроме того, в нашей стране в рамках программы «Доступная среда» для помощи детям-инвалидам учебные заведения оборудуют подъемниками, пандусами, тактильными плитками и системой навигации, кнопками вызова персонала. Так, на базе 21 университета были созданы ресурсные центры, которые помогают 564 вузам-партнерам развивать систему инклюзивного высшего образования. Однако, сегодня лишь 8 % российских школ имеют специальное оснащение.

 

Обложка: Getty Images
Иллюстрации: портрет Яна Амоса Коменского, Юрген Овенс, 1650-1670 годы,
портрет Шарля-Мишеля Де л’Эпе, автор неизвестен, 1820 год

8 мая 2021

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи
Обложка статьи
Сказки на ночь: история игрушек «Спокойной ночи, малыши!»
В спецвыпуске «Имени языка Эйнштейна» о том, как за 57 лет изменились куклы детской телепередачи