Обложка статьи

Хакатон ScienceMedia: из всех языков они выбрали язык данных

Время прочтения
Время прочтения: 15 минут

Базы данных постепенно перестают быть отличительной чертой программистов и начинают использоваться во многих сферах. Так и журналисты перешли с data science на ты, чтобы не только искать информацию, которая им пригодится в работе, но и делать ее доступной для читателя. Всероссийский хакатон ScienceMedia дает возможность проверить свои навыки в журналистике данных, а также завести полезные знакомства и получить ценный опыт. 

Первым этапом был отбор — журналисты, аналитики, фотографы и дизайнеры присылали свои портфолио, чтобы получить возможность участвовать в хакатоне. Было подано около 300 заявок, а в онлайн-этап прошло 120 человек из разных регионов России. 

Следующие две недели, с 17 по 30 октября, шел онлайн-этап хакатона. Участники узнали про лайфхаки при поиске данных от Андрея Дорожного, вместе с Екатериной Стрельцовой разобрались со статистикой и научились обрабатывать информацию с Дмитрием Волковым. Графики и визуализация стали понятными после лекций Александра Богачева и Юлии Криган, а Ольга Добровидова рассказала про научную журналистику в целом. 

Первый очный день хакатона

1/2

2/2

По результатам отбора 60 человек получили возможность участвовать в очном этапе. Студентов разделили по командам, в этом году их было больше, чем в предыдущем, — 12. В сравнении с прошлым годом в команду вошло больше специалистов разных областей: два журналиста, аналитик, фотограф и дизайнер. Группам предстояло создать медиапродукт на определенную тему. Следующие 24 часа команды полностью посвятили работе над проектами, некоторые участники трудились даже ночью. Менторы на протяжении работы помогали командам улучшать лонгриды и доводить их до совершенства.  

Геннадий Бут, участник 
— Александр Богачев (ментор хакатона, специалист по визуализации данных, дата-журналист. — Прим. ред.) нам очень помог во время работы над материалом, указал, в каком направлении нам лучше двигаться, рассказал, как корректно сформулировать тему. А Дмитрий Волков (ментор, преподаватель Digital Humanities Center ИТМО. — Прим. ред.) дал совет, как работать с базами данных, как их сортировать в зависимости от их структуры. 

Участники столкнулись с несколькими проблемами во время работы, но главной все же была обработка данных. Также многие команды хотели бы улучшить материал и фактическое содержание работы, будь у них больше времени.

Валерия Михайловская, участница
— Проблема была с данными, потому что информацию нужно было собрать, очистить, обработать. Поэтому мы больше всего усилий вложили в текст, а не в дизайн, постарались сделать настоящее исследование, чтобы действительно что-то новое получить. 

В пятницу, 18 ноября, участники посетили несколько технологических площадок, где собрали данные для лонгридов. Студенты посетили крупный агрохолдинг «Выборжец», научились управлять трамваем и троллейбусом в «Горэлектротрансе», обсудили мифы об отечественном инсулине с представителями «ГЕРОФАРМ». Также команды увидели своими глазами производство компании «Хлебник» и узнали про переработку полиэфирных волокон в ООО «Петротрейд». Среди лонгридов были тексты про агроинновации и диабет, электротранспорт и утилизацию одежды, ЖКХ-арт и заморозку хлеба.

1/6

2/6

3/6

4/6

5/6

6/6

Фотографии с экскурсий на технологических площадках 

Артем Петрук, участник 
— Мы подумали, что электротранспорт — это интересная тема, чтобы проанализировать его отдельно от другого общественного транспорта, и решили сделать такой материал, который показал бы важность электротранспорта, важность перехода к нему, хотели показать, что делает государство для этого. В нынешних экологических реалиях наша тема особенно актуальна. 
Участники команды № 2
— Наша тема была «Диабет и проблемы больных диабетом», мы могли сузить ее в желаемом направлении, в историю этой болезни, например, или другую сферу. В этом году празднуется 100 лет со дня первого применения инсулина, так что мы использовали в том числе этот инфоповод. 

По итогу первое место заняла команда с текстом о перспективах вытеснения троллейбуса электробусом (участники: Софья Щебенькова (СПбГУ), Алиса Велина (НИУ ВШЭ), Семен Баратов (СКФУ), Василиса Мирошникова (РАНХиГС) и Анастасия Елисеева (РГУ имени Косыгина)). Лонгрид команды, занявшей второе место, был об использовании регионами списанного в Москве и Петербурге транспорта (участники: Анастасия Гуденко (ИТМО), Валерия Михайловская (МГУ), Арсений Кувардин (ИТМО), Юлия Маттеи (НИУ ВШЭ), Анастасия Скалдина (КФУ имени Вернадского)).  Команда на третьем месте создала проект, посвященный переработке одежды из полиэфирных волокон (участники: Александра Гаевская (СПбПУ), Маргарита Аликулова (ЮФУ), Алексей Пицур (ИТМО), Мария Занина (НИУ ВШЭ СПб), Юлия Шпак (СКФУ)). 

Приз от организаторов ScienceMedia 2022 забрал проект «Новые технологии в агропромышленности: как санкции повлияли на развитие инноваций» (участники: Рената Валеева (КФУ), Ксения Монастырская (ЮФУ), Егор Малкин (ИТМО), Ирина Соханева (МГУ), Анастасия Дряхлова (РЭУ имени Плеханова)). 

1/2

2/2

На фото: победители ScienceMedia 2022 и участники хакатона 

Менторы высоко оценили навыки и способности студентов. 

Юлия Криган, ментор, дата-журналист
— Все участники — классные, замотивированные ребята, которых собрали со всех уголков России, и это круто, что интерес к такой теме есть даже в отдаленных местах. В журналистике в целом не хватает специалистов, которые умеют работать с данными, умеют их обрабатывать, поэтому подобные мероприятия очень важны. 
Валерия Мишина, ментор, журналист
— Уровень подготовки участников действительно хороший: они умеют находить данные, знают, как искать источники информации. А порекомендовать им могу больше внимания уделять материалу во время работы и улучшить целостность текста. 

Организаторы остались довольны как результатами хакатона, так и работой участников. 

Алексей Итин, куратор проекта, главный редактор «Мегабайт Медиа»
— В этом году больше участников, больше регионов, сложнее задачи. Мне кажется, важно, что ребята с разных образовательных программ и с разных вузов смогли прикоснуться к дата-журналистике. Приятно видеть, что к выбору тем своих материалов участники подходили в том числе с социальных позиций, то есть рассматривали живые проблемы общества.
Изображение

На фото: Алексей Леонидович Итин 

Лидия Розумец, главный организатор хакатона 
  — Для того, чтобы ребята справились с заданием, мы должны были их подготовить, рассказать о приемах и методах в дата-журналистике. Вообще ScienceMedia — это такое мероприятие, которое постоянно трансформируется, и сейчас команда организаторов изучает, какие форматы были бы интересны участникам, кого бы из экспертов медиасферы им хотелось послушать.  
Изображение

На фото: Лидия Розумец

Проект был реализован при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).   

Фото: Шамиль Трояновский; Алиса Коломиец; Марина Субботина. 

22 ноября 2022

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Как повысить медиаграмотность?
В Москве с 20 по 23 апреля проходил фестиваль «Вместе Медиа», на котором специалисты индустрии обсудили тренды и проблемы современной журналистики
Обложка статьи
Как повысить медиаграмотность?
В Москве с 20 по 23 апреля проходил фестиваль «Вместе Медиа», на котором специалисты индустрии обсудили тренды и проблемы современной журналистики