Менеджеры продукта и проекта, продуктовые аналитики и маркетологи — в последнее время в сфере IT все чаще говорят про «управленческие профессии». Что включает в себя работа продуктового менеджера и как сделать продукт мечты, разбираемся вместе на открытой лекции «Кто отвечает за продукты в VK: роль менеджера продукта» от VK Education.
Сначала разберемся, в чем разница между продуктом и проектом, так как это важно для понимания зоны ответственности продуктового менеджера.
Классическая проектная разработка, которой занимается проджект-менеджер, подразумевает четко заданные сроки, объемы работ и ресурсы.
С продуктами все интересней: они требуют постоянного улучшения и развития. Поэтому главная часть работы продакта, или продакт-менеджера, — проверка гипотез по HADI-циклам (Hypothesis-Action-Data-Insight), когда придуманная идея тестируется и на основе результатов внедряются изменения.
Хороший продакт управляет стратегией, роадмапом (инструмент для визуализации этапов на пути к достижению цели) и приоритетами. То есть решает, куда идет продукт, какие действия и в какой последовательности нужно совершить, чтобы прийти к цели.
Для продуктового менеджера важны как hard, так и soft skills. Давайте разберемся, какими качествами должен обладать продакт и почему.
Начнем с умения работать с неизвестностью. Для большинства людей действовать в ситуации без четких вводных сложно и даже некомфортно. Но именно в таких условиях приходится работать продакту, постоянно снижая уровень неопределенности в продукте.
Не менее важный навык — системное мышление: умение выстраивать причинно-следственные связи между тем, что мы делаем и зачем.
Готовность брать ответственность за результат — ключевое качество продуктового менеджера. Чем выше по карьерной лестнице он поднимается, тем более абстрактные задачи получает на вход. В итоге, важное значение имеет достижение поставленной цели, а объем приложенных усилий второстепенен.
На практике это отражается в его расплывчатой зоне ответственности. Продуктовый менеджер знает, каких показателей должен достичь продукт, и сам решает, как этого добиться. В таких условиях крайне важна коммуникация, ведь для хороших показателей нужно работать с разработчиками, дизайнерами, отделом продаж и маркетингом.
Последнее качество, но не менее важное, — эмпатия. Продуктовому менеджеру необходимо понимать свою целевую аудиторию и ее предпочтения. Только так он сможет создать продукт, которым будут пользоваться.
Перед запуском продукта необходимо ответить на несколько вопросов.
Первый вопрос: кто целевая аудитория? Ответ на него может быть неочевидным.
Любые гипотезы о будущих потребителях продукта и их желаниях остаются лишь гипотезами до их проверки. Поэтому важный этап — общение с пользователями. Если они поддержат идею, продакт получит подтверждение гипотезы и инсайты, которые помогут развить продукт. Отсутствие поддержки позволит сэкономить время, которое могло быть потрачено на работу над задумкой.
Второй вопрос: где взять пользователей для тестирования гипотез?
У VK есть два инструмента для поиска целевой аудитории: сообщества и реклама. Причем лучше их использовать в совокупности: создать классный контент для сообществ и усилить его платным продвижением.
Третий и решающий вопрос: в чем ценность продукта?
Здесь важно определиться, какие ключевые действия покажут удовлетворенность пользователей, понять, как отслеживать эти действия и не забывать фиксировать эту аналитику.
С какими проблемами сталкивается менеджер продукта, рассмотрим на примере развития «Добро.Взаимно» от VK. «Добро.Взаимно» — маркетплейс добрых дел, где каждый может оставить заявку на получение помощи, а волонтеры из приложения ее окажут.
После запуска, несмотря на проработанную концепцию, показатели перехода в приложение оказались гораздо ниже ожидаемых. Что же сделали продакты?
Конечно, поговорили с пользователями. Оказалось, из-за отсутствия интересных заявок волонтеры уходят из приложения. Следствием стало долгое ожидание отклика на опубликованную просьбу. Помощи приходилось ждать днями, а то и неделями.
Создатели решили проблемы так: добавили рекомендации со списком помощников по категориям, позволили волонтерам самим рассказывать о себе и оказываемых услугах, и добавили уведомления — так пользователи узнают о новой опубликованной просьбе. В итоге показатели переходов в приложение увеличились с 3 % до 10 %.
Но ошибки были и при дальнейших попытках улучшения продукта. Например, в один момент команда добавила в приложение сообщества, где волонтеры могли общаться и обмениваться опытом. Эта функция не стала популярной — позже ее убрали.
Работу продуктового менеджера можно сравнить с поиском выхода из темного лабиринта. Главный совет здесь: пробовать как можно больше, и тогда обязательно получится выйти на свет, добиться хороших результатов и создать продукт мечты.
Фото на обложке: unsplash.com