Обложка статьи

Ксения Ратушная: «Я боюсь умереть, не повлияв на развитие человечества»

Расскажите, пожалуйста, о своей карьере. Как и когда вы начали работать?
В 15 лет я решила подработать секретарем в той компании, где папа был коммерческим директором. Надо сказать, я не ошиблась в своих ожиданиях: мне было смертельно скучно. Поэтому в перерывах между факсами, звонками и переводом технических документов на английский я читала Ницше. Сотрудники смотрели на меня как на сумасшедшую. Все заработанные деньги я тогда потратила на книги, диски с музыкой и такси до школы. Следующей работой была бутовская районная газета, потом, после первого курса журфака, MTV и A-One. На втором курсе я начала внештатно писать в Cosmopolitan и Maxim, вышла даже полоса в GQ. В конце четвертого курса я устроилась в московский офис Ogilvy. После смерти Стива Джобса ушла из агенства в никуда.

 

Я хотела заниматься бизнесом лет с 15, но никак не могла найти идею, которая не требовала бы миллионных стартовых вложений и не надоела бы мне через неделю.

 

Почему вы пошли учиться в МГУ? Что вам дало это образование?
Я даже не знала названий других вузов, когда поступала в МГУ. Если бы кто-нибудь сказал мне тогда, что в Оксфорд или Гарвард принимают иностранных студентов! Журфак я выбрала из-за кафедры рекламы — плюс потому, что никак не могла определиться со специальностью: философия, фортепиано, астрономия, физика, психология, режиссура или филология — а журналисты могут писать обо всём. МГУ прежде всего дало ощущение, что я могу добиться всего, чего захочу — ну и великолепные списки книг по философии и зарубежной литературе.

Как возникла идея создать Irony Production и H1 Robots?
Я хотела заниматься бизнесом лет с 15, но никак не могла найти идею, которая не требовала бы миллионных стартовых вложений и не надоела бы мне через неделю. Агенство Irony Production появилось в марте почти случайно. Идею H1 Robots предложил в январе мой брат, только окончивший физфак МГУ и раздумывавший о своем будущем.

 Откуда вы взяли деньги на проекты?

Фрилансерские гонорары первоначально, ну а потом — прибыль Irony. Креативные агентства хороши тем, что прибыльны с первого же месяца.

 Как к вашим начинаниям отнеслись близкие? Кто поддерживал вас?

Родители всегда относились к моим начинаниям с оптимизмом (если они не были связаны с шоу-бизнесом). Идеальной для меня они до сих пор видят профессию писателя — и если учесть, что я написала первую книгу в 22 года, не так уж они и неправы.

Как получилось, что H1 Robots вы занимаетесь вместе с братом?

Идея первоначально была Гошиной. Я всего лишь предложила помощь в продвижении, продажах и дизайне. Ну и инвестиции, хотя сейчас мы вкладываем деньги 50 на 50. Мы с братом дико разные, и в проекте это невероятно помогает.

 В России очень много PR-агенств. Чем ваше отличается от остальных?

Мы не боимся рисковать. Информацию о том, что происходит в индустрии по всему миру, мы черпаем практически только из англоязычных источников, и применяем ее в работе в ту же минуту. Мы относимся к каждому проекту как к возможности сделать лучший проект на рынке, определяющий его развитие в течение следующих нескольких лет. Мы предлагаем решения, которые могут быть непривычными для клиентов, но всегда отвечаем за результаты. Но что мне кажется самым главным в Irony Production — это степень нашей внутренней свободы.

 Почему решили создать именно такие проекты?

Вероятно, в них выражается мое внутреннее противоборство между искусством и точными науками. Я хочу менять мир в разных сферах и с помощью разных продуктов.

Как начинали? То есть вот вы решили создать H1 Robots и Irony Production. Сразу же после этого стали искать помещение, команду? Или что-то другое?

Для H1 Robots трудно точно обозначить дату начала проекта. Сначала он был на уровне идеи, что роботы во многом превосходят людей, и странно, что вокруг так мало людей ими занимается. Мое участие в проекте началось, когда я рассказала об идеях и планах Гоши одному из своих знакомых, а он выразил желание инвестировать существенную сумму в проект. К сожалению, мы не смогли наладить конструктивного взаимодействия с инвестором, но в то же время я осознала, что существует серьезный спрос на подобные разработки, а моя поддержка может существенно помочь H1 Robots. Примерно в это же время началась осознанная и целенаправленная работа - мы наконец сформировали устойчивую техническую команду, которая начала активно развивать проект.

Параллельно мы пытались найти нового инвестора, который помог бы нам с развитием компании, - писали бизнес-планы, делали презентации, ходили на встречи с представителями профильных фондов, но со временем поняли, что способны развивать H1 Robots на собственные средства, и этот вариант более комфортен как для нас, так и для разработчиков.

В случае с Irony Production — команда в лице меня, пиар-директора Катрин Варпетян и нескольких проверенных фрилансеров в марте 2013 года, в принципе, была. На оставшиеся два ключевых направления — диджитал и дизайн — не хотелось механически набрать хоть кого-нибудь и посадить в стандартный офис. Я искала людей, которые умеют делать то, что никто другой не умеет. А я видела многих.


Вы решили заняться бизнесом в большей степени ради денег или ради удовлетворения своих амбиций?
Я боюсь умереть, не успев ничего сделать, не повлияв на развитие человечества. Именно болезненный разрыв между моими планами и достижениями побуждает меня работать круглые сутки. Ну и, кроме того, создавать свои проекты в миллион раз веселее работы на кого-то другого.

Как искали первого клиента (и для H1 и для IP)?

Клиенты у Irony Production на момент регистрации компании уже были — поскольку мы с Катрин давно работали пиар-фрилансерами. Что касается H1 Robots, первый наш робот пока находится в стадии разработки прототипа. Через несколько месяцев мы планируем начать принимать предзаказы.

 

Именно болезненный разрыв между моими планами и достижениями побуждает меня работать круглые сутки.

 

Расскажите о проекте H1 Robots. Чем вам не нравятся существующие роботы, зачем создавать свои? Для каких целей вы их создаете?

Основная проблема роботов в том, что их не существуют для массового потребителя. Вы не можете пойти в магазин и купить робота, который смог бы, например, готовить вам по утрам завтрак, а затем мыл бы посуду. Все роботы, которые есть на рынке, относятся к одной из двух категорий - игрушки и промышленные роботы. Первые милы, часто весьма дешевы, но абсолютно бесполезны, если вы хотите использовать их для работы. Промышленные роботы, напротив, способны совершать действия с точностью и скоростью, абсолютно недоступной человеку. При длительном использовании в режиме 24/7 они даже могут оказаться дешевле, чем рабочие-люди. Но при этом они стоят не меньше миллиона рублей, что полностью исключает возможность их появления в вашем доме или офисе.

Мы же хотим сделать роботов доступными каждому. Мы придумали, как, изменив конструкцию, снизить их цену более чем на порядок. Если все пойдет как мы планируем, если мы нигде не совершим ошибку, мы сможем уже в течение трех месяцев - полугода представить прототип и начать принимать предзаказы с ценой около 70 тысяч рублей за робота.

Для начала мы хотели бы сконцентрироваться на областях, где робот легко может заменить человека, но этого еще не произошло из-за их цены, и лучшим вариантом здесь нам кажется приготовление еды в фастфудах и ресторанах. Так мы сможем опробовать технологию, устранить недостатки, снизить цену на серийном производстве и, наконец, прийти к ситуации, когда покупка робота домой будет стоять в одном ряду с вопросами покупки плиты или стиральной машины.

 Что вас вдохновляет?

Космос, Breaking Bad, Камиль Сен-Санс, Чезаре Борджиа, Аверроэс, “Мемуары” Феликса Юсупова, Бэнкси.

28 мая 2015