Обложка статьи

Я не перевариваю

В Герценовском университете прошла международная конференция по инновационным технологиям в образовании EdCrunchSPb. Стюарт Артур Хеллер из Сан-Франциско, PhD психологии, экс-профессор Университета Кеннеди, коуч и консультант, рассказал, как максимально эффективно усваивать знания и что общего между желудком и мозгом.

«Какая сложная наука педагогика, она гораздо труднее психологии» — фраза, которая красной нитью проходила через всю конференцию. И если учителя пытались понять, как научить другого, мы попытаемся понять, как учиться самому. Стюарт Артур Хеллер представил свой взгляд практика на проблему образования и самообразования, объяснив обучающую систему Learning as digestion, что дословно переводится «обучение как переваривание». По сути, это технология получения знаний так, чтобы они запоминались досконально, долгосрочно и были легко применимы на практике.

Известно, что у компьютеров есть программное обеспечение (software) — оно встраивается в «железо» (hardware). Значит, и у людей, и их суперкомпьютера по имени Мозг есть «учебное обеспечение» — learnware. Оно тоже встраивается прямо в нас, и его невозможно удалить. Но как превратить необходимую нам информацию в такое неудаляемое программное обеспечение? Оказывается, знание нужно переварить, как вчерашнюю запеканку.

Вероятно, не зря в русском сленге появилось выражение «я не перевариваю» в значении «не понимаю». Если верить профессору, между перевариванием пищи и усвоением знаний много общего.

Много лет назад я занимался в школе боевых искусств, где висела цитата японского самурая: «Если вы хотите чему-то научиться по-настоящему, вы должны это впитать и переварить»

Переваривание пищи начинается с ее поглощения и обработки в ротовой полости. Там еда измельчается, подогревается и частично расщепляется ферментами слюны. Затем она идет по пищеводу, переваривается в желудке, а затем уже питательные вещества всасываются кишечником. В процессе участвует множество органов. Чтобы в кровь поступило максимальное количество питательных веществ, необходимо, чтобы пища переваривалась на каждом этапе. Именно поэтому ВОЗ рекомендует хорошенько пережевывать пищу.

Что же касается знаний, то для их усвоения у человека тоже есть специальные органы: это органы чувств для первичного восприятия информации и многочисленные части мозга для обработки разных типов данных. Может также показаться, что человек постоянно нуждается в пище для ума так же, как и в еде нуждается наше тело.

По этой аналогии, чтобы знания усваивались оптимально, нужно задействовать в обучении все органы чувств, а также внедрить знания в разные сферы своей жизни. Например, если вы учите иностранный язык, необходимо иметь и разговорную практику, и аудирование, и чтение. Кроме того, полезно перевести интерфейс своих устройств на этот язык и подписать на иностранном языке каждый предмет в комнате. Но лучшим способом выучить или улучшить язык считается погружение в языковую среду.

Профессор уверяет, что подобную технику можно применять не только к изучению языков, но и при «поглощении» любых знаний и навыков. Тогда вы не просто получаете знания головой, но и впитываете их в свою ежедневную рутину, как бы «перевариваете». Классическое заучивание тоже важно, но только с «перевариванием» можно достигнуть максимального образовательного эффекта.

Доктор Хеллер считает, что есть знания, которым можно научить, а есть знания, которым можно только научиться, то есть невозможно обучить человека, если у него нет на это личной мотивации. Но если вы достаточно горите желанием освоить программирование с нуля или понимать китайский, преподаватель вам может и не понадобиться вовсе. Просто откройте хороший обучающий курс и постарайтесь это «переварить».

14 декабря 2019

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Почти в магистратуре
Рассказываем о способах попасть в магистратуру ИТМО
Обложка статьи
Почти в магистратуре
Рассказываем о способах попасть в магистратуру ИТМО