Лекции «Открытого университета» в ноябре
Спикеры из петербургских, голландских, эстонских и словацких вузов обсудят тему «Время» 12 ноября на Новой сцене Александринского театра.
12:00 — 13:00, «Кибернетика: великая и незаметная»
Антон Пыркин, декан факультета систем управления и робототехники Университета ИТМО
Кибернетика сложная наука с множеством ответвлений. Антон Пыркин в выступлении акцентировал внимание на теории управления. В первой части лекции Пыркин познакомил зрителей с историей развития, первыми устройствами и основами теории управления. «У меня нет беспокойства, что машины захватят мир. Они безусловно нам помогают и без них наша жизнь будет серой и неудобная. И до искусственного интеллекта, мне кажется, нам далеко», — отметил лектор.
Мобильные телефоны — сегодня самый большой рынок для систем автоматического управления. В каждом смартфоне как минимум пять регуляторов различного назначения. Когда Стив Джобс готовил новую революцию в области мобильных устройств все отнеслись к его изобретению скептически. В обычный телефон планировали встроить огромное количество возможностей — никто не верил, что это будет работать.
Благодаря методам теории управления самолет — самый безопасный вид транспорта. В летательный аппарат заложено управления по четырем контурам: управление исполнительными органами управления, стабилизация высоты, крена и скорости, траекторное управление и глобальная система управления воздушным движением.
В конце выступления Пыркин рассказал о требованиях, которые предъявляют к современным регуляторам и как это используется сегодня. Среди одни из требований — универсальность и работать в различных устройствах. Например, метод управления освещенностью сотового телефона можно переложить в метод управления двигателем внутреннего сгорания.
12:00 — 13:00, «Практики повседневности»
Илья Мавринский, куратор и участник проекта «Открытый философский факультет», кандидат философских наук, преподаватель
Каждый из нас сталкивается с повседневностью и живет в ней. Но что есть повседневность? Илья Мавринский рассматривает повседневность с точки зрения жестов классической мысли и этики и критических жестов мысли. Также Мавринский рассказывает о двусмысленности практик повседневности, от которых мы зависим и которые предполагают собственный фундамент и отвечают на вопрос: почему так? Они предполагают постоянную реконструкцию и заложены в познании, а познание — в этике. Двусмысленность практик повседневности заключается в том, что некоторые практики, присутствуют в самой повседневности, а с другой стороны сама повседневность нечто практикует. Критический жест позволяет увидеть повседневность как активное начало через систему дискурсов и обнаруживает человека как систему промежутков времени. Мы уже не дистанцируемся от повседневности, а обращаем внимание к ней.
13:15 — 14:15, «Членство России в Евросоюзе: утопия или катастрофа?»
Марек Нойман, PhD, преподаватель университета Гронинген, Нидерланды
«Я не буду давать прогнозы, когда Россия вступит в Евросоюз», — начал выступление Марек Нойман. Взаимоотношения России и Европы лектор рассмотрел с позиции времени. И обсудим возможность присоединения России к Европейскому союзу. Если бы Россия вошла в Евросоюз, это был бы огромный конгломерат, необъятная территория с запада на восток — что-то невообразимое. С географической точки зрения Европа — это 25% российской территории, 77% населения России — жители европейской части страны. С точки зрения географии идея не выглядит утопической, как и с исторической точки зрения. Но что касается правового статуса? «Окно в Европу» открывает большое количество требований, в том числе, Копенгагенские критерии, принятые в 1993 году. Страна должна продемонстрировать демократию, верховенство права и защиту прав меньшинств. В государстве должна преобладать рыночная экономика и уметь удерживать глобальную конкуренцию. Также Нойман рассмотрел возможность присоединения России к ЕС с точки зрения государственного устройства и идеологии страны. Европа соблюдает права человека, что по мнению Ноймана, противоречит ситуации в России. «Россия и ЕС должны сближаться», — закончил рассказ преподаватель.
13:15 — 14:15, «О чем молчат бронзовые солдаты России»
Владимир Лапин, доктор исторических наук, профессор факультета истории Европейского Университета в Санкт-Петербурге, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН
Юрий Березкин рассказал о двух подходах к определению границы между западом и востоком. Первая из них основана на мифологических мотивах. По ней европейская часть — территория до современного Поволжья и Кавказ. Это связано с тем, как люди воспринимали мир, их отношение к жизни и смерти. Вторая концепция— сказочная. Создавалась статистика, в которую включались сказки о животных, приключенческие сказки, и другие виды. Интересно то, что по ней границы Европы условно сдвигаются на запад. Однозначно к Азии относят Кавказ, Украину, Белоруссию. А вот русские сказки сложно включить в одну из категорий. Условно, их считают нейтральными, хотя больше склоняются к тому, что это европейские сюжеты. Чем больше будет собрано информации о вышеперечисленных мотивах, тем точнее можно будет сказать, где же все-таки проходит граница между Европой и азиатским миром.
14:30 — 15:30, «Где граница между Азией и Европой»
Юрий Березкин, профессор факультета антропологии ЕУСПб, доктор исторических наук, заведующий отделом Америки МАЭ РАН
За последние 200 лет ученые записали миллионы традиционных устных повествований — прежде всего, сказок. В начале прошлого века сюжетно получилось около двух тысяч историй. Цифровые технологии позволяют обрабатывать этот необъятный материал и постепенно разбираться с тем, как распространялись классические фольклорные сюжеты. В Евразии с древнейших времен существовали две культурные зоны: западная и восточная. На протяжении долгого времени Кавказ и, чуть меньше, Средняя Азия и Поволжье являлись частью западной зоны — условной «Европы». Но миграции народов по Великой Степи привели к эпохальному смещению границы между Востоком и Западом. Как связаны между собой миграции и фольклор? И где же проходит культурная граница между Европой и Азией?
14:30 — 15:30, «Могут ли воспоминания о коммунистическом прошлом подорвать доверие к современной демократии»
Анета Вилаги, PhD, преподаватель Университета имени Коменского в Братиславе, Словакия
В выступлении Анета Вилаги опиралась на опыт Словакии, чтобы рассказать, как политический дискурс влияет на обычных граждан. Политические призывы основываются на критике основной власти. Антиистеблишмент ставит под сомнение политическую систему, которая допускает сращивание политических и экономических интересов в рамках одного государства. Также популисты называют страны-участники Евросоюза центром коррумпированной политической элиты. Вилаги считает, что такой дискурс — опасность для демократов. Он ставит определенные вызовы перед либеральной демократией. Он указывает на неспособность власти выражать интересы большинства граждан, которые лежат в основе демократии. Ответственность политической власти в рамках демократии тоже стоит под вопросом. Отсюда перед политическими партиями стоит вызов борьбы за повышение привилегий граждан, понимание их потребностей. В этом заключается суть либеральной демократии.
15:45 — 16:45, «Музеи охраняют прошлое или определяют будущее?»
Сергей Стафеев, профессор, декан естественнонаучного факультета Университета ИТМО
Экспонаты в музеях — синергия достижений прошлого и будущего. Современные технологии помогают сохранить и восстановить первозданный вид предметов и отцифровать их. Одно из таких достижений — голограмма, которая отражает фотографию объекта со всех сторон. Даже МРТ сейчас можно представить в виде голограммы, чтобы не распечатывать двадцать снимков, а рассматривать один снимок под разными углами.
Большой шаг в голографии — оптоклоны — фотографии в высоком изображении с сохранением пропорций, формы, мелких деталей и цвета объекта. Такое достижение позволяет демонстрировать объекты, которые по различным причинам не могут представить в открытый доступ, например, государственные регалии.
«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму», — привел цитату Конфуция Стафеев. Профессор отметил, что в музеях нужно акцентировать внимание на экспонатах, с которыми посетитель может взаимодействовать.
В конце выступления лектор провел краткий экскурс в историю и представил статистические данные по существующим музеям и современным направлениям. Также рассказал о современных интерактивных музеях. По мнению Стафеева, музеи должны использовать современные технологии и следить за трендами, чтобы оставаться интересными для гостей.
15:45 — 16:45, «Как думать о будущем: прогнозы и сценарии»
Эрик Терк, PhD, профессор Таллинского университета, специалист в области стратегического менеджмента и прогнозирования
Представить, как будет выглядеть будущее, всегда интересно, но проблематично. Строится множество, так называемых, прогнозов или сценариев того, что может произойти. Однако ни один из них не дает стопроцентной гарантии достоверности. Как строить планы на кратковременную или долгосрочную перспективу, рассказывает Эрик Терк. Существует картина «трех мячей»: возможного, вероятного, и желаемого будущего. Нужно выделить определенные факторы, интересующие нас, и просчитать, изменятся ли они со временем и в результате узнать, что нас ждет. В конце лекции Терк проиллюстрировал последние сценарные работы, раскрывающие картину мира в ближайшем будущем.
17:00 — 18:00, «Открытые культурно-образовательные пространства как вызов формальному образованию»
Константин Захаров, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии СПбПУ
Мир педагогики движется к открытости. Константин Захаров разобрал три двигателя процесса самоопределения человека: затруднение (вся педагогическая наука строится на развитии двух методов: метод готовых знаний и метод поиска), выбор из множества (т.к. выбор из двух пунктов является манипуляцией индивида), осознание своих возможностей — рефлексия (но до этого уровня доходят не все).
Важным течением в формировании формального образования были школа Монтессори и сообщества Конина-Давыдова. Захаров рассуждает, что образовательные программы расписаны на несколько лет вперед, но нет краткосрочных курсов. Пятиклассник, который ищет занятие по душе, с удовольствием бы прошел двухнедельные курсы и после уже понял, стоит ли продвигаться дальше. И соответственно неформальное образование вроде как лучше. Но тут появляется термин «внеформальное» или «информальное» (спонтанное) образование. Например, бакалавры имеют возможность выбора направления магистратуры.
Открытые пространства возникли без помощи педагогов и работают по принципу Броуновского движения — хаотично, как нравится тебе.
По мнению Захарова существует пять характеристик культурно-образовательных программ:
1. Активность участников
2. Избыточность среды (участников меньше, чем объектов взаимодействия)
3. Возможность построения индивидуального образовательного маршрута
4. Наличие модератора, тьютора и т.д.
5. Возможность работы в парах, группах и т.д.
Сейчас по всему миру много образовательных пространств, предназначенных для детей, например, «Кидбург» в России и «Эврика» в Финляндии. Подобные пространства знакомят детей с понятием «я могу думать и рассуждать». Именно там дети развиваются без помощи взрослых и познают этот мир.
Закончил Захаров лекцию мыслью, что, если открытые образовательные пространства появляются независимо от нас, значит это нужно, и современная педагогика должна позволить им существовать и работать в тандеме.
17:00 — 18:00, «Киберфизические системы: по дороге к "умному" миру»
Сергей Колюбин, заместитель директора мегафакультета компьютерных технологий и управления Университета ИТМО
«Умный» дом, «умный» автомобиль, «умный» город — мы постоянно встречаем эти понятия в публичной сфере. Но далеко ли нам до «умного» мира, и захотим ли мы в нем жить? Какова главная миссия «умных» систем — воплощать в жизнь великие мечты или решать повседневные задачи? Как эволюционируют технологии и что скрывается за киберфизикой? Кем и как сегодня создается софт для «железа» и через какие тернии должны пройти разработки на пути из лаборатории к успеху на глобальном рынке?
18:15 — 19:15, «Смотрите, кто пришел: поколенческий портрет современной молодежи»
Елена Омельченко, доктор социологических наук, директор Центра Молодежных Исследований НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
Чем отличаются поколения X, Y и Z? Живы ли молодежные субкультуры и почему формируются новые молодежные солидарности? Как влияет на современную молодежь политическая ситуация и актуальные политические проекты? Что такое жизненный успех, куда делись «Наши» и их комиссары, какие новые формы гражданского активизма популярны среди городской молодежи и, наконец, можно ли нарисовать общий ценностный профиль современной молодежи России — все это в лекции эксперта
18:15 — 19:15, «Что мы до сих пор не знаем об окружающем мире»
Александр Чирцов, руководитель международной лаборатории «Нелокальная плазма в нанотехнологиях и медицине», профессор кафедры физики Университета ИТМО
В естественных науках много пробелов, здесь невозможно успеть рассказать о том, что всем понятно, а тем более о том, что непонятно. Александр Чирцов предлагает рассмотреть эффект Доплера: если приближается источник света, то наш глаз воспринимает более зелено-синий цвет, а при отдалении — красный. Отсюда вопрос, насколько точно мы можем смоделировать столкновение двух галактик? Почти беспроигрышно!
Так рассмотрим мифы науки, так называемые «страшилки». Первая страшилка. Любая звезда светит пока там есть водород. Когда он догорит, звезда, в том числе и наше Солнце взорвется. Вторая страшилка — полярные шапки нашей планеты. Кто-то утверждает, что они растают в скором времени, кто-то — что увеличатся. И третья страшилка — столкновение галактик. Ни одна из них при детальном научном рассмотрении не имеет шансов на существование.
Так какие есть белые пятна? Если мы посмотрим график и предоставим всю физику в виде плоскости со значениям скоростей по двум осям, то мы получим коэффициент намного меньше единицы. Таким образом, выстроится график, которые делит плоскость на четыре ячейки. Первая ячейка — это классическая физика, где скорости маленькие, а частицы свободно перемещаются независимо от размера — мир Ньютона, школьная программа. Вторая ячейка — скорости стали большими, а объектам по-прежнему легко перемещаться — это релятивистская физика Эйнштейна. Третья ячейка — объекты почти стоят на месте, но им тесно перемещаться — это квантовая механика. И последняя ячейка — масса объектов маленькая, а скорость сравнима со скорость Света.
По мнению Чирцова, в физике нет белых пятен, потому что многие ученые открывают как им кажется новую физику, но все эти законы уже знакомы Эйнштейну, Ньютону и другим ученым.
Но кроме специальной теории относительности, есть общая или теория гравитации. Гравитационных сил не существует — основная ее гипотеза. Оказывается нет сил притяжения, а спутниковые станции к планете не притягиваются, а движутся по прямой, которая искажается в эллипс в четырехмерном пространстве Вселенной. Но это невозможно: тогда нужно исключить все четыре основные силы. И тогда мы существуем в 19-мерном или даже 25-мерном пространстве. А значит это вымысел.
Чирцов закончил лекцию фразой: «Наш мир устроен совсем не так, как нам кажется».
Спасибо за помощь в подготовке текстового материала Анастасии Романенко, Эльмире Толстовой и Марине Галамдиновой