Обложка статьи

Геймифицируй это!

В основе геймификации лежит идея использования игрового подхода, который делает обучение и преподавание более интересным по сравнению с традиционной методикой. Цель любой игры — достичь определенного результата, преодолевая трудности. В игре есть правила, ей присущи интерактивность и способность вызывать положительные эмоции. Механика игры — фундамент геймификации. К примеру, возможность зарабатывать баллы и продвигаться по уровням настолько привлекает людей, что не позволяет им оторваться от экрана до тех пор, пока все задания не будут выполнены. Важна и степень развития игрового мышления обучающегося. Именно оно придает смысл простым действиям, добавляет к геймификации и элемент сотрудничества, и движущую силу конкуренции.

В чем суть геймификации?

Виктория Аникина, ведущая социально-психологических тренингов молодежного клуба «Инсайт»

— Человеку, как существу энергосберегающему, нередко приходится прилагать усилия, чтобы заставить себя из учить что-либо, в том числе новый язык. Геймификация здесь приходит на помощь как активатор позабытого ребяческого любопытства и азарта. Ведь в детстве мы играли, потому что нам это нравилось, а вовсе не для того, чтобы обрести продукт отдаленной призрачной полезности.

Геймификация — эффективный инструмент для повышения продуктивности обучения. Особенно когда система задействует все каналы восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. Например, при изучении языков нам могут предлагать сопоставить фонетическую и символьную форму слова с изображением, писать слова самостоятельно, восстанавливать последовательность или вставлять пропущенные буквы. Так у ученика будет возможность построить больше 
ассоциативных связей, которые помогут запомнить материал. Разумеется, подобные упражнения есть в любом учебнике, но они не превращают обучение в игру. Все меняется, когда привычные задания дополняют красивой историей, погружающей игрока в новую реальность; персонажами, с которыми можно общаться; уровнями и наградами, делающими обучение похожим на компьютерную игру. 

Важно, что награда здесь не абстрактные баллы (как оценка в школе), а ресурс, который можно использовать для новых достижений. Постепенное увеличение сложности от уровня к уровню дает возможность ученику почувствовать себя более успешным, что подкрепляет стремление играть дальше.
 

Владимир Алешин, директор по монетизации и маркетингу Lingualeo

— На момент задумки Lingualeo было ясно, что традиционным способам изучения иностранного языка не хватает гибкости, с другой стороны, онлайн-инструменты не дают необходимой мотивации и результатов. Поэтому при создании сервиса ставка была сделана на персонализацию и геймификацию. Фактически мы стали первопроходцами в России среди обучающих онлайн-платформ, использующих игровой подход к изучению иностранного языка. Серьезная история с академизмом и большим количеством учебников отменялась, на смену ей пришла легкая манера общения, которая настраивала пользователя на то, что изучение языка может быть увлекательным. Английский в Lingualeo — это «джунгли», а рисованный львенок Лео — проводник в них, не строгий учитель, а друг и наставник. Геймификация на обучающих онлайн-платформах не просто набор конкретных техник из game-индустрии. Прежде всего, это философия вовлечения пользователей в сервис, построение всех коммуникаций на ее основе (email-рассылка, блог, соцсети, маркетинговые сообщения), выработка не только игровых механизмов, но и выбор нужной тональности общения (Tone of Voice) с пользователем.
 

Как вы считаете, геймификация помогает или мешает при изучении иностранных языков?

Владимир Алешин: Геймификация — одна из основных техник, которая позволяет победить главных врагов обучения: лень и отсутствие мотивации. Навредить геймификация точно не может. Мы специально создавали такой сервис, который бы основывался на принципах игры. Мы считаем, что при самостоятельном обучении, да еще и онлайн, геймификация, наверное, самый действенный мотиватор. Нет учителя, который заставляет заниматься: ты сам себя контролируешь и мотивируешь. 

 

Дмитрий Ибрагимов, студент Университета ИТМО

— Геймификация эффективна, она помогает увлечь, дает мотивацию продолжать. Если будешь тупо зубрить правила и делать упражнения — надоест быстро. Неделя, две — и все, уже не так интересно, уже не так хочется учить. Раньше использовал Lingualeo, понравилось то, что разные по сути задачи собраны в одном месте, их много и они увлекательные. Также радовали «ачивки», которые поднимали интерес к системе. Из минусов на ум приходит излишняя мультяшность Лео, зато это плюс для детей.


 

Наталья Давыдова, учитель английского языка

— Геймификация, безусловно, привлекает людей, помогает им заниматься и не терять мотивацию. Игровые элементы необходимо использовать в учебном процессе. Lingualeo, Duolingo и аналогичные сервисы помогают запоминать слова, повторять грамматику и улучшать навыки аудирования, но это лишь дополнительные инструменты. Вы не сможете выучить язык, используя только их. На мой взгляд, наиболее эффективна комбинация традиционных учебных пособий, геймифицированных сервисов и мобильных приложений.


Как правильно пользоваться сервисами для изучения иностранных языков, чтобы получить максимальный эффект?

Владимир Алешин: Наверное, стоит исходить из основных столпов эффективного обучения: регулярности и объема. Регулярность — это про lifetime education: нужно реально заставлять себя учиться, если и не каждый день, но раза 3–4 в неделю минимум. Объем — это время, выделенное на занятие, примерно от получаса до полутора часов (15 минут включаешься, 15 минут выходишь из темпа, а оставшееся время — учишься). В Lingualeo к регулярности и объему мы добавляем дополнительные возможности: тренировки необходимых языковых навыков, огромное количество текстового, видео- и аудиоконтента.

Дмитрий Ибрагимов: Думаю, нужно заниматься каждый день. Благодаря приложениям это можно делать по пути на учебу или работу, дома или в парке — неважно. Еще нужно ставить конкретные цели, увеличивая тем самым мотивацию, которую и так повышает геймификация.

Наталья Давыдова: Необходимо сочетать подобные сервисы с учебниками. Например, прочитать текст, а затем повторить слова из него с помощью Memrise или Lingualeo. Важно упражняться каждый день, чем больше — тем лучше. А геймификация поможет разнообразить занятия. 

Материал опубликован в журнале NewTone

23 мая 2018

Еще почитать по теме