Три стороны буллинга: формы проявления, причины и инструменты борьбы
Многие из нас сталкивались с агрессивным поведением еще в школе. Буллинг разрушает благоприятный климат коллектива и порождает нездоровые социальные структуры. «Мегабайт» побывал на лекции сотрудника научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ Веры Титковой и выяснил, к чему приводит буллинг и как с ним бороться.
Агрессивные формы
Буллинг — это повторяющееся агрессивное действие, сопровождаемое угрозой будущей атаки. Он может иметь вербальную, физическую или психологическую форму. Все они делятся на прямые и косвенные. К последним относятся любые тайные действия со стороны агрессора.
Исследователи сходятся в том, что физические формы агрессии применяют, прежде всего, мальчики и юноши. К вербальному способу почти одинаково прибегают представители обоих полов. Косвенно чаще всего воздействуют девочки и девушки.
Причины и последствия
Чтобы понять, почему возникает буллинг, важно знать состав класса. Если в коллективе преобладают девочки, появляется риск угнетения мальчиков. Представитель этнического большинства может стать жертвой агрессии со стороны преобладающего в группе этнического меньшинства.
Буллинг провоцирует агрессивное поведение со стороны жертвы. Если ребенок подвергался травле в одном коллективе, при переходе в другой, желая завоевать авторитет, он может начать действовать агрессивно.
Угнетение несет негативные академические последствия. Чувствуя себя некомфортно в школе, ребенок начинает пропускать занятия и теряет интерес к обучению.
Социальные роли
Существуют выраженные различия между агрессорами и жертвами.
Рассмотрев индивидуальные характеристики детей, исследователи пришли к выводу, что внешние отличия, робость и не агрессивность способствуют виктимизации учащегося, тогда как гиперактивность, низкие показатели успеваемости, проблемы в семье, наоборот, провоцируют на агрессию.
Главная характеристика буллинга — это дисбаланс сил. Как правило, вина за социальную агрессию возлагается на жертву, причем делает это она сама. Однако последствия могут иметь не такой ярко выраженный характер в том случае, если ребенок не единственная жертва в коллективе.
Роль свидетеля в ситуации буллинга определяется его стратегией. Он может стать ассистентом хулигана, готовым присоединиться в момент атаки, или остаться наблюдателем, одобряющим поведение агрессора. В случае этих двух стратегий школьник спасает себя от виктимизации, в то время как защитник жертвы сильно рискует своим социальным положением.
Социальные связи
Структура взаимоотношений подростков в коллективе выявляется сетевыми методами. Исследователи спрашивают у ребенка, с кем он дружит, с кем общается и кому он помогает. Таким образом, складываются положительные социальные связи. Ученик, набирающий большее число дружеских связей, считается популярным. Согласно исследованию, популярностью пользуются агрессоры, в то время как ни одна из жертв не набирает достаточного числа дружеских номинаций.
Инструменты борьбы
В наше время существует множество антибуллинговых программ. Все они призваны посвящать подростков, учителей и родителей в проблему буллинга, формировать негативное к нему отношение и воспитывать толерантность. Их главная цель — создание благоприятного школьного климата.
Антибуллинговые программы содержат образовательные модули, предназначенные не только для осведомления еще не столкнувшихся с буллингом групп, но и для помощи тем, кто уже нуждается в преодолении последствий. Модули представляют собой учебники или другие печатные материалы.
На сегодняшний день самой эффективной программой считается KiVa. Она примечательна тем, что, в отличие от многих других, содержит игровой элемент. Внутри экспериментальных коллективов при прохождении курса KiVa заметно снижение буллинга.
Материал опубликован в газете «Мегабайт»