Обложка статьи

Авиация на коленке

Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ) больше похож на миниатюрный город, чем на предприятие: широкие аллеи, сквер с фонтаном, множество строений — от огромных сборочных цехов до небольших административных зданий. Основу производственной программы составляют корабли противоминной обороны, тральщики, ракетные и патрульные катера, строящиеся по заказу Минобороны. Тем удивительнее, что именно здесь энтузиасты воссоздают небольшой самолет-амфибию Ш-2.017-бис, правнука знаменитого «шаврушки».

Пионеры производства

На территории 33,4 га располагаются несколько цехов: металлообрабатывающий, корпусосборочный, гальванический, а также блок крытых эллингов и система спуска корабля на воду. «Так сложилось, что Средне-Невский завод всегда был новатором, — рассказывает, пока мы идем по аллее к производственным корпусам, Семен Лишица, ведущий специалист по связям с общественностью. — Здесь впервые была применена технология судостроительной электросварки и построен первый в России корабль из алюминиево-магниевых и маломагнитных сплавов. А с 1967 года СНСЗ производит суда из стеклопластика. Использование этого легкого, прочного и не подверженного коррозии композита было освоено заводом впервые в мире». Мы проходим мимо огромного цеха, внутри которого рабочие занимаются внутренним обустройством корабля.

С основания в 1912 году на предприятии построено более 600 кораблей, судов и плавсредств. Исторически СНСЗ специализировался на производстве тральщиков — судов, используемых для поиска мин. Даже сегодня 80 % выпускаемых кораблей создаются по заказу Минобороны, однако СНСЗ ведет переговоры по увеличению производства пассажирских судов, например катамаранов. В миниатюрном желтом здании, зажатом среди массивных цехов, — музее истории завода — Семен показывает нам примеры таких заказов: модель несамоходной плавучей заправочной станции и многоцелевого пожарно-спасательного судна. Завершив осмотр экспозиции, направляемся в небольшой цех, где создают детали для Ш-2.017-бис — нового «шаврушки». Там нас ждет встреча с руководителем проекта по созданию самолета-амфибии Александром Александровичем Селезневым, военным летчиком-испытателем и инженером-механиком.

«Шаврушка» — самолет Ш-2, созданный Вадимом Борисовичем Шавровым в 1930 году. Первый советский серийный самолет-амфибия. Эксплуатировался до середины 1960-х годов.

Рабочая лошадка

«Создание этого самолета — чисто ленинградская история, — улыбается Александр Александрович. — В обычной квартире авиаконструктор Вадим Борисович Шавров своими руками собирает прототип Ш-1 — самолета гениальной простоты конструкции. На заводе “Красный летчик” незамедлительно приступают к строительству немного модифицированного проекта Ш-2. Причем строят даже не один, а сразу два опытных образца нового самолета». И самолет не подвел: спустя полгода на испытаниях летчиком Б. В. Глаголевым он демонстрирует блестящие результаты, и в середине 1931 года Ш-2 принимают к серийному производству. По своей схеме и устройству это трехместный самолет-амфибия. Может производить взлет и посадку на воду и сушу, а с лыжами — даже на снег и лед.

Конструкция самолета включает в себя летающую лодку с трехместной кабиной, крыльями и поднимающимися шасси, на оси которых могут надеваться колеса или лыжи. Поднимаются и опускаются шасси посредством привода из кабины. На самолет установлен отечественный двигатель «М-11» мощностью 100 лошадиных сил, а корпус выполнен из дерева, в основном сосны и ясеня. Вся конструкция самолета-амфибии была предельно простой и дешевой.

Самолет из дерева, люди из стали

«Это был универсальный самолет, настоящий труженик, — рассказывает Александр Александрович. — Использовался он по всей стране, но для нас самое важное — его работа в Арктике: ледовая разведка, почтовая служба, санавиация. Он абсолютно универсален — мог взлететь со взлетной полосы, а чтобы сесть на воду, должен был в полете поменять шасси. И это при том, что самолет из фанеры и весит всего порядка полутонны. Можете себе представить подобное?»

Ш-2 использовали в войну для связи с партизанами, а после он нашел широкое применение в летных школах, аэроклубах, использовался на линиях Севера, Сибири, Дальнего Востока. Сколько всего самолетов было произведено, не знал даже сам Шавров. Он писал о нескольких сотнях, однако некоторые историки авиации считают, что «шаврушек» было собрано несколько тысяч. Один из них участвовал в испытаниях в бухте Тихой — на нем были совершены первые авиаразведки в районе Земли Франца Иосифа. Впоследствии этот же самолет участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин» и, получив серьезные повреждения, был списан. Как предполагают историки, в Ленинграде его нашел полярник, руководитель отдела географии Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики Яков Гаккель. После этого самолет передали в Музей Арктики и Антарктики, где он пережил блокаду и находится до сих пор. Именно там в 1997 году Александр Александрович нашел его и загорелся идеей воссоздать.

Возобновление проекта

«Каково было первое впечатление о самолете-амфибии? Если честно, то “да его на коленке построить можно!”», — признается руководитель проекта. Однако на первом же этапе возникли сложности: рабочие чертежи самолета-амфибии, серийно производившегося почти 30 лет, не сохранились. Тогда директор Музея Арктики и Антарктики Виктор Ильич Боярский пошел на беспрецедентный шаг: позволил Александру Александровичу забраться в тот самый исторический Ш-2, то есть в музейный экспонат, и зафиксировать детали и узлы конструкции самолета с близкого расстояния. Это позволило спроектировать основные части Ш-2.017-бис. Все, кроме лодки-фюзеляжа — здесь требовалась помощь профессиональных судостроителей.

К 2002 году при поддержке конструкторского бюро СНСЗ была подготовлена техническая документация и изготовлен фюзеляж. На этом пришлось остановиться — не было финансирования. Проект был возобновлен только спустя 12 лет. Зато сейчас самолет уже готовится к первому взлету с воды. По итогам этих испытаний Ш-2.017-бис будет модернизирован, и к 2020 году проект планируется завершить.

Летающая парта

Зачем же строить «шаврушку» в эпоху боингов и суперджетов? «Нас давно преследует идея объединить авиацию, туризм и историю, — объясняет Александр Александрович. — И этот проект — единственное решение, которое мы сумели найти. Он направлен на сохранение исторического и культурного наследия полярной авиации России, накопленного при освоении Арктики, и позволит привлечь внимание к авиационным профессиям».

Одновременно участвуя в различных мероприятиях и выставках, самолет будет испытываться для проверки его надежности при эксплуатации на Севере, чтобы в дальнейшем выполнять комплексные задачи в арктических широтах. То есть делать то, ради чего Шавров его и создавал. Однако Александр Селезнев надеется пойти дальше и представить Ш-2.017-бис в качестве «летающей парты», то есть универсального тренажера для самых юных любителей авиации. Для этой цели неразумно организовывать серийное производство самолетов, однако можно наладить создание отдельных частей. Тогда желающие смогут построить самолет своими силами, получив необходимые авиационные знания и собрав конструкцию из набора деталей.

Большое маленькое дело

«Признаюсь: я прекрасно понимаю, что это совершенно безумная фантазия. Но из опыта скажу, что только безумные идеи воплощаются в жизнь. Потому что если ставишь недосягаемую цель и мчишься к ней, то обязательно достигнешь. А если не ты, то тот, кто будет после тебя». Средне-Невский судостроительный завод специализируется на серьезных военных заказах, и создание самолета-амфибии для него — что-то вроде жеста доброй воли. Однако если задуматься, этот проект имеет глубокий смысл. И, безусловно, его реализация возможна только благодаря таким людям, как Александр Александрович Селезнев. Верящим, что безнадежное дело — единственное, за которое стоит браться.

Материал опубликован в журнале NewTone

21 августа 2019

Еще почитать по теме