Не только пандусы: как работает безбарьерная среда
Доступ к социальной жизни для людей с ограниченными возможностями здоровья немало зависит от условий городской среды. Такая, казалось бы, мелочь, как пониженный поребрик существенно облегчает перемещение людей с инвалидностью. А что еще можно сделать для устранения барьеров?
Дорогу людям История доступной среды началась более полувека назад — после Второй мировой войны. Именно тогда в Европе впервые задумались о создании нового городского планирования для маломобильных граждан. Так, сначала была создана комиссия, защищающая права инвалидов, а после и законодательство, регламентирующее нормы, по которым проектируются здания. В СССР первые рекомендации по созданию доступной среды разрабатывались в начале 80-х, а затем в ООН приняли Конвенцию о правах инвалидов. Сейчас считается, что наличие безбарьерной среды — чуть ли не главный признак цивилизованного общества.
Безбарьерная среда ассоциируется у нас с пандусами, но на самом деле речь не только о них. Это комплекс условий для так называемых маломобильных групп населения (МГН). К ним относятся инвалиды, пожилые люди, которым непросто передвигаться по лестницам, и даже мамы, везущие коляски с маленькими детьми. Безусловно, для таких людей лавировать среди обилия бордюров — это каторга. Чтобы понять, как много в городе барьеров, достаточно прокатиться по нему на самокате. Поэтому в широком смысле безбарьерная среда — это элементарные и безопасные условия для наибольшего числа людей.
«Основная цель безбарьерной среды — сделать людей с ограниченными возможностями здоровья полноценными членами общества, — поясняет Маргарита Каурова, урбанистка, участница общественной кампании “Город без заборов”. — По статистике, большинство инвалидов-колясочников имеют высшее или среднее специальное образование. А значит, могут работать в интеллектуальной сфере. Но если это предполагает выезд в офис, а его здание не оборудовано ни парковкой для инвалидов, ни пандусами, ни лифтом, то о каком равноправии мы говорим?»
Движение на ощупь
Для слепых и слабовидящих тоже есть своя доступная среда: в основном это звуковое и тактильное оборудование. К звуковому относятся, например, «говорящие» светофоры, а тактильное — это все, что можно «потрогать»: разнообразные указатели, знаки разметки вблизи пешеходных переходов, входов в учреждения и выходов из них, а также пиктограммы, позволяющие инвалиду получить помощь и информацию в транспорте и местах общественного пользования.
Для незрячих устанавливают на улицах справочные стенды, где информация дублируется шрифтом Брайля. Благодаря этому человек может прочитать о месте, где он находится.
«Отдельного внимания заслуживает тактильная плитка — универсальные “дорожки” для слабовидящих, каждая из которых является настоящим навигатором. Рисунок на них хорошо ощутим даже через обувь с толстой подошвой, вдобавок его можно ощупывать специальной тростью. По рисунку незрячий может “прочитать” безопасное направление движения по улице, а также на вокзалах, при входе и выходе из зданий или метро», — комментирует Маргарита.
Лестницы и лифты
Лифтов и подъемников для маломобильных людей существует множество. Во-первых, часто используют специальный вертикальный подъемник. Он занимает мало места, легко монтируется и удобен, когда лифта нет. Но главное, он абсолютно безопасен в эксплуатации. Подъемник представляет металлическую платформу с поручнями, которая устанавливается у стены возле входа в здание и вызывается кнопкой на специальном стационарном пульте. Такая же кнопка расположена и на верхнем этаже здания. При загрузке пассажира поручни подъемника опускаются, позволяя человеку на коляске самостоятельно заехать на него. Платформа обладает нескользящей поверхностью, а ее края при движении поднимаются, образуя борта для безопасной транспортировки человека. Получается, что инвалид может сам управлять подъемником без посторонней помощи.
Во многих зданиях устанавливают только пассажирские лифты — это экономит ресурсы строителей. Почему же проектировщики не учитывают габариты инвалидных колясок? Складывается парадокс: лифт есть, но воспользоваться им представитель МГН не может, ведь коляска в него попросту не помещается.
Третий и особенно интересный вариант конструкции для МГН — лестничный подъемник. Его главная задача — быстро и комфортно переместить коляску через ступеньки. Как правило, это платформа, которая крепится к перилам или основанию лестницы и имеет механизм, поднимающий платформу вдоль перил. При этом она должна складываться, чтобы не загромождать проход по лестнице.
Главное — необходимо оборудовать пространство, чтобы представитель МГН смог сам пользоваться вспомогательной конструкцией без посторонней помощи.
Барьеры между людьми
Пандусы, низкопольные автобусы и многие другие вещи существенно упрощают жизнь МГН, но не всегда. В интернете стали знамениты истории о пандусах, которые упирались в стену; о слишком крутых спусках в переход, на которых колясочник почувствует себя как на американских горках; об обилии станций метро, где нет ни лифта, ни пандусов, а также о тактильной плитке, которая упиралась в столб.
«Наше законодательство поощряет развитие безбарьерной среды. Еще в 1992 году в России был принят указ “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности”. Тогда было положено начало преобразованию условий с учетом потребностей инвалидов. Делать города доступнее для МГН — требование не только российского законодательства и жилищных стандартов, но и международного права. Но в действительности система пока не работает, поскольку в регионах должны быть прописаны санкции для должностных лиц и частных строителей за возведение объектов без доступной среды. Слаженного механизма пока нет», — поясняет специалист.
Однако самое главное в безбарьерной среде не пандусы и не шрифт Брайля. Необходимо менять отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. В школах Финляндии, например, дети-колясочники учатся вместе с другими ребятами в одном классе. А во многих странах (в том числе и в России) разрабатывают программы по трудоустройству инвалидов, например в области IT. В Германии людям с инвалидностью выделяют сопровождающих, в Швеции могут предоставить специальный автомобиль, а в Израиле солдат на коляске или костылях — абсолютно нормальное явление.
Основная цель безбарьерной среды — сделать окружающий мир комфортным и приспособленным для всех людей. Возможно, лет через двадцать такие условия будут нормой, а пандусы, лифты и тактильная плитка станут обязательным атрибутом каждого здания. По крайней мере, хочется в это верить.
Фото Светланы Якуповой
Материал опубликован в журнале NewTone