Обложка статьи

Театральный обзор: потусторонние миры

Вий

Постановка: Приют комедианта

Режиссер: Василий Сенин

В ролях: Вячеслав Коробицин, Соня Горелик, Полина Фетисова и др.

Верите ли вы в существование потустороннего мира? Где проходит граница между ним и нашей реальностью? В спектакле «Вий» театра «Приют комедианта» эта грань стирается, уступая место шабашу ведьм, диким танцам, магическим символам и пугающим маскам.

Многие помнят сюжет со школьных времен: студенту-философу Хоме Бруту (Вячеслав Коробицин) нужно провести три ночи у гроба умершей панночки-ведьмы. Он окажется на границе между жизнью и смертью в окружении оживших кошмаров. Казалось бы, что нового можно увидеть в хорошо знакомой истории? Но режиссер удивил зрителей не только визуальными метафорами, но и выбором музыки: черти и ведьмы танцевали под Gogol Bordello ‘Pala tute’, а актеры исполняли песню «Горела сосна» группы «Вопли Видоплясова».

Сценография спектакля помогает ощутить присутствие потусторонних сил в зале. Основная конструкция на сцене — большой куб, который стоит на вращающейся платформе и становится то хатой, то церковью, то вратами ада. Когда из-под пола пробивается холодный свет, а туман окутывает сцену, создается зловещая атмосфера. Она только усиливается, когда всюду начинают проецироваться движущиеся круги с мистическими символами и пугающими изображениями, среди которых иногда появляется и портрет самого Гоголя в стилистике Энди Уорхола. Проекции ложатся на куб, пространство сцены и круги из белой бумаги, которые то подвешиваются под потолком, то их держат актеры над головами. В какой-то момент актрисы тоже превращаются в полотно для проекций: полуобнаженные, они наносят на себя белую краску и становятся частью магических символов и заклинаний.

На протяжении всего спектакля ждешь появление Вия — олицетворения наших страхов и пугающих фантазий. Не зря второй акт начинается с фразы: «Вий — это колоссальное создание простонародного воображения». Через весь спектакль проходит мысль, что эти чудовища в итоге образуют одного монстра, в глазах которого можно найти свое отражение. Загляните внутрь себя и ответьте честно: зло — то, что снаружи, или то, что внутри?

По ту сторону занавеса

Режиссер: Андрий Жолдак

Постановка: Александринский театр

 

 

 

 

Сны Босха

Режиссер: Самюэль Тетро

Постановка: Театр-цирк «7 пальцев» (Канада)

 

 

 

 

Гроза

Режиссер: Андрей Могучий

Постановка: БДТ им. Г. А. Товстоногова

 

 

 

 

 

Материал опубликован в журнале NewTone

 

16 ноября 2019

Еще почитать по теме