Недевичья память
Если вам до сих пор снится в кошмарах, как в школе учили вагон и маленькую тележку иностранных слов или вереницы непонятных формул, это еще не значит, что запоминание чего-либо всегда мучительно. Есть более гуманные, чем зубрежка, способы усвоения большого объема однотипной информации. Рассказываем о трех из них, которые в погоне за титулом победителя игры на знание столиц мира испробовала на себе корреспондент журнала NewTone.
Метод первый: поиск ассоциаций
В чем смысл?
Самый распространенный и простой способ, может использоваться для запоминания чего угодно, будь то даты, числовые последовательности или наборы слов, если у вас все хорошо с фантазией. Каждый выстраивает собственную ассоциативную связь: чаще всего она основывается на визуальном сходстве (например, цифра 9 похожа на ушную раковину), на созвучии (термин «анафора» легко привязывается к «амфоре») и на уникальных зацепках из личного опыта. Причем связь между объектом и ассоциацией может быть совершенно абсурдной и смешной: главное, чтобы она помогала запомнить то, что нужно.
Личный опыт
Метод ассоциаций я использовала еще в школе, когда учила английские слова. Но, в отличие от запоминания иностранной лексики, в ситуации со странами все стало намного сложнее. Как тут придумать ассоциацию? Например, с Валлеттой, столицей Мальты (почему-то я представила ее как Матильду Шнурову), еще более-менее понятно — на ум сразу пришел карточный валет. Но что делать с такими странами, как Гамбия, Македония или Зимбабве, и их столицами? Мне было не только сложно выговаривать географические названия, но они еще ни с чем не соотносились. Поэтому вместе с памятью, я еще тренировала и воображение.
Оценка эффективности
По десятибалльной шкале я бы поставила методу 7 из 10, потому что запомнить большую часть материала мне удалось, но некоторые слова никак не откладывались в памяти. Я сделала вывод, что успех зависит от того, что конкретно нужно запомнить. Если это какие-то предметы, слова или действия, то проблем возникнуть не должно.
Метод второй: сторителлинг
В чем смысл?
Суть метода в его названии: storytelling дословно переводится как «рассказывание историй». Он очень схож с методом поиска ассоциаций, но тут все немного сложнее. Вам нужно придумывать истории, которые помогут запомнить материал. В интернете мало дельных статей, описывающих механизм сторителлинга. В одной из них предлагается представить, что условный Джеймс Бонд (или любая другая знаменитость) бегает по супермаркету и собирает «товары» — то, что вам необходимо выучить. Например, в моем случае нужно было бы представлять, что Бонд ищет в магазине страны и им в пару столицы, но мне этот вариант не понравился, поэтому я придумала свой. На самом деле, чем смешнее выходит рассказ, тем проще запоминается информация.
Личный опыт
Я придумала, что страны пришли в программу «Жди меня» и отчаянно пытаются найти свои столицы, которые я представляла в виде людей или животных, обладающих какими-то отличительными чертами. Например, Эквадор искал город Кито, в моей голове это был большой кит. Некоторые страны рассказывали о потерянных столицах посредством видеообращений. Все это меня не только сильно веселило, но и помогало с лету запоминать материал. Главное, нужно придумать такую историю, которую вам самим будет интересно слушать.
Оценка эффективности
Сторителлинг немного сложнее поиска ассоциаций и требует больших временных затрат на продумывание сюжета и деталей. А с этим у меня сначала возникли трудности. Зато благодаря сочинению историй запоминать однотипную информацию оказалось совсем не нудно. Как будто становишься участником игры, правила которой сам только что придумал. Для меня сторителлинг оказался более эффективным, чем поиск ассоциаций, потому что я была вовлечена в процесс придумывания некой сказки, что вызывало детский азарт к происходящему. Учить, как выяснилось, тоже бывает весело. Для меня этот метод сработал на 9 баллов из 10.
Метод третий: «Дорога Цицерона» / «Дворец памяти»
В чем смысл?
Если верить источникам, сам Цицерон придумал этот метод. Заключается он в следующем: нужно «расставлять» информацию по представляемой комнате в строгом порядке, придерживаясь единой логики. А чтобы вспомнить все, необходимо визуализировать уже знакомую картину. Считается, что именно так и поступал Цицерон во время подготовки выступлений. Чтобы эффективно пользоваться методом, определитесь, что за помещение это будет, в каком порядке «обходить» его, по каким критериям «расставить» информацию по углам. В интернете советуют в первый раз пройтись по своей комнате, осмотреть ее и мысленно расположить в ней объекты, которые нужно запомнить. Проделать это нужно как минимум два раза, чтобы новая схема уложилась в голове.
Личный опыт
Конечно, если вы готовите доклад, то в комнате можно почти в буквальном смысле разложить по полочкам ключевые моменты. Но, когда речь идет о запоминании однотипной информации, как было в моем случае, вряд ли этот метод — лучшее решение. Мне пришлось фантазировать, что моя комната — это карта мира, а предметы и мебель в ней — материки и страны. Так кровать стала Евразией, ковер около нее — Африкой, ламинат — Атлантическим океаном, а детские игрушки — странами.
Оценка эффективности
Этот метод вызвал у меня больше всего трудностей. Сначала было сложно понять, как он должен работать, а потом — сложно представить комнату, придумать логику расстановки стран и столиц, поэтому мне удалось освоить меньшее количество информации. Однако отмечу, что для подготовки выступления или презентации он был бы идеален, потому что четко структурирует информацию. Например, можно разбить части доклада на условные комнаты, в которых будут «помещены» ключевые моменты и микротемы. Ставлю «Дороге Цицерона» 5 баллов из 10, но только из-за того, что для моего случая этот метод изначально не подходил.
Вывод
При выборе метода запоминания стоит исходить из того, что именно вы хотите выучить: не все способы одинаково хороши для разных типов информации. Но, на мой взгляд, любой метод лучше обычной зубрежки, потому что он превращает процесс запоминания в некий интерактив. Никому ведь не нравится сидеть и по нескольку раз повторять одно и то же, читать один и тот же текст, и если вместо этого включить фантазию — будет намного интереснее.
Материал опубликован в журнале NewTone