Обложка статьи

Живая ткань

Может ли материальное быть вечным? Перед нами не философский вопрос, а ежедневный вызов для сотрудников музеев. В трепетном отношении этих людей нуждаются не только картины, фрески и статуи — уникальные исторические костюмы иногда даже более капризны. Почему между «выставлять» и «скрывать» Галерея костюма Эрмитажа выбирает первое, узнал корреспондент NewTone.

Платья на выход

В просторное помещение Галереи костюма Государственного Эрмитажа не проникает солнечный свет. Внутри царит таинственный полумрак. В витринах, подобно драгоценным камням, сверкают парадные костюмы членов императорской семьи. Впрочем, драгоценные камни и правда иногда присутствуют в отделке аксессуаров, например вееров. Здесь собраны и другие виды материалов — мех, шелк, кожа, страусиные перья и даже соломка. В Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня» собрано несколько тысяч костюмов с конца XVII века и до 2018 года. Однако уникальность Галереи не только в ее коллекции, но и в том, что в 2017 году здесь впервые была применена музейная технология открытого хранения.

«Часть экспонатов размещена на манекенах и доступна для осмотра в рамках экскурсии. Сейчас в Галерее показано около 150 комплектов, объединенных общей темой — “платья на выход”, — а это только 3 % от всей коллекции», — рассказывает одна из создателей Галереи, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Нина Тарасова. Отличие технологии открытого хранения от традиционных выставок в том, что обычно от экспозиции вещи быстрее «устают», поскольку хуже защищены от яркого света, влажности и пыли.

Перед показом реставраторы должны дать заключение, способны ли вещи выдержать длительный срок размещения на манекенах или их следует демонстрировать в витрине в горизонтальном положении. Мировой стандарт по продолжительности таких временных экспозиций — 3–4 месяца. При открытом же хранении костюмы будут регулярно выставляться на более длительный срок.

Будьте здоровы!

Сотрудники фондов действительно спокойны за подопечных, поскольку регулярно проверяют состояние их здоровья. Для хорошего самочувствия материалов здесь установлен особый световой режим — не более 45–50 люксов. «Ультрафиолет гибельно влияет на ткани, так как под его воздействием они теряют свой настоящий цвет, становятся хрупкими. У нас свет яркий, но при этом без ультрафиолета», — говорит Нина Тарасова. Небольшие лампочки создают эффект рассеянного дневного света, а также выделяют особенно ценные элементы отделки нарядов.

Датчики движения определяют наличие посетителей в зале, поэтому в их отсутствие костюмы находятся в темноте. Ну или свет выключится, если посетитель очень долго не будет двигаться, созерцая экспонаты. Для студентов театральных и художественных образовательных учреждений есть возможность работать в Галерее костюмов. Они могут делать зарисовки или просто любоваться на церемониальные костюмы и традиционные одежды разных губерний Российской империи, военные мундиры, облачения священников, бальные туалеты.

Температура в хранилище всегда около 18–20 °С. Чтобы металлические элементы отделки не окислились, влажность воздуха поддерживается на уровне не более 47 %. Однако такие условия жизни устраивают не все виды материалов. Поэтому, например, изделия из кожи постоянно обрабатывают увлажняющим кремом. Дважды в год сотрудники Лаборатории биологического контроля Эрмитажа осматривают костюмы и размещают в Галерее репелленты против моли и кожеедов (жуков) — больших любителей натуральных тканей. При малейшей угрозе со стороны насекомых, а также в целях профилактики экспонаты отправляют в вакуумные системы и холодильные установки.

Машина времени

Крупные мировые музеи обычно устанавливают объявление с извинениями перед посетителями за слишком темное освещение, которое необходимо для экспонатов. Впрочем, даже при соблюдении всех условий путешествие для вещей — огромный стресс. Наряды перевозят в специальных ящиках, перекладывая ткани мягкой «дышащей» бумагой, которая создает необходимый объем и препятствует деформации материалов. После прибытия на место назначения контейнер не вскрывают сутки, чтобы вещи прошли акклиматизацию. Особенно ценные экземпляры могут путешествовать прямо на своих манекенах. За всеми процессами следят хранитель и реставратор, которые не покидают экспонаты во время выставки.

Помимо исторических костюмов и аксессуаров, в Галерее представлены и относительно современные экземпляры. «Нам пришлось отстаивать необходимость расширения коллекции в этом направлении. Ведь еще лет 40 назад считалось, что вещи, созданные после 1914 года, не имеют исторической ценности. Во многом в связи с этим мы утратили большое количество важных с художественной точки зрения вещей. Пытаемся наверстывать упущенное», — говорит Нина Тарасова. Сегодня главный критерий при выборе экспонатов — «в Эрмитаже должно быть все самое интересное и самое лучшее».

Вещи часто имеют свою историю, если принадлежат известной личности: в коллекции есть сценические костюмы Елены Образцовой, Анны Нетребко, Дианы Вишневой, Николая Цискаридзе. Новые экземпляры поступают в дар музею от знаменитых мировых и российских модных домов. Так бренды вписывают свое имя в историю.

Открытое хранение в Галерее костюма — первый и очень важный шаг на пути к созданию в Эрмитаже Центра изучения текстиля, костюма и моды. Работа с коллекцией распространяется гораздо шире материаловедения. Хранители и реставраторы говорят, что чувствуют настроение и состояние ткани кончиками пальцев. А еще между нарядами XVII и XXI веков, размещенными в витринах друг напротив друга, постоянно происходит немой диалог, внутри которого оказываются посетители выставки. Выбрать какую-либо модную сторону в этом споре невозможно, потому что истина все равно остается растворенной во тьме хранилища. И все для того, чтобы в один миг, вместе со вспышкой света, передать нам краски прошлой жизни, след которой теперь живет внутри ткани.

Материал опубликован в журнале NewTone

17 апреля 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Чем кормить ракету?
Корреспондент NewTone выяснил, что «едят» космические ракеты
Обложка статьи
Чем кормить ракету?
Корреспондент NewTone выяснил, что «едят» космические ракеты