Обложка статьи

IT’s fashion

Куда бы вы пошли, окончив бакалавриат ИТМО по направлению «Информационная безопасность»? Снежана Падерина решила продолжить учебу в американской Школе дизайна Parsons и показала на своем примере, как основателю бренда модной одежды могут пригодиться навыки программирования и создания 3D-моделей.

В одном из интервью вы рассказали, что купили швейную машинку на первом курсе, потому что не могли найти в продаже одежду, которая бы вам понравилась. В какой момент это вынужденное увлечение шитьем переросло в основное и любимое дело?
Меня с детства тянуло к искусству. Даже в технологиях я всегда ценила их романтическую сторону, воспетую в научно-фантастических фильмах. Но решение оставить все планы и заняться дизайном далось мне не легко. Проблема была не в навыках: думаю, все, кто учится на технических специальностях, постоянно занимаются самообразованием. Я до сих пор считаю это умение основным и регулярно прохожу какие-нибудь видеокурсы. Стать дизайнером было сложно скорее в моральном плане: куда проще научиться шить или рисовать, чем решиться взять и полностью сменить карьеру. Изначально IT и дизайн в моей голове представлялись как две разные области. Только когда я поняла, что их можно совмещать, и познакомилась с FashionTech, где они пересекаются, все сложилось, как идеальный пазл.

FashionTech — направление, соединяющее моду и технологии. Включает в себя использование программных решений, нетрадиционных материалов и способов изготовления одежды.

Поступая в Parsons, вы представили проект — коллекцию одежды с элементами, напечатанными на 3D-принтере. Как пришла к вам эта идея и насколько сложно было ее реализовать?
К тому моменту я уже какое-то время интересовалась 3D-печатью и подумывала, что было бы классно использовать ее в одежде. Я тогда умела моделировать только простейшие объекты, а для проекта необходимо было разбираться в параметрическом моделировании. Пришлось обратиться за помощью к одногруппнику, и он по моему дизайну сделал 3D-модели. Как потом выяснилось, эта вступительная работа для Parsons оказалась первой в России, где использовалась 3D-печать в моде. Мне кажется, в дизайне главное — не бояться реализовывать любые идеи. Надо отталкиваться не от имеющихся у тебя навыков, а от желаемой картинки и всеми способами стремиться к максимально соответствующему ей результату.

Как думаете, смогли бы вы стать успешным дизайнером, не имея за плечами образования в сфере IT?
Не могу представить, чтобы я изначально занялась дизайном, потому что с восьми лет мечтала стать программистом. Так что если говорить о каком-то совсем традиционном дизайне одежды — то нет. А вообще, все зависит от того, что подразумевать под этим понятием. По западным меркам, дизайн включает решение проблем, работу с большими объемами информации, выделение главного, создание и внедрение чего-то нового. Именно это мне интересно. Дизайн для меня, как и программирование, — способ коммуникации. Одежда — это лишь один из методов самовыражения. Например, сейчас я еще занялась фильммейкингом.

Расскажите о процессе создания вещи от поиска идеи до готового изделия.
Я подхожу к этому с точки зрения философии дизайн-процесса, сформировавшейся у меня во время обучения за границей. Прежде всего нужна концепция. Несмотря на то что у меня визуальная память, я разрабатываю концепцию в письменном виде. Когда у меня появляется идея, я изучаю очень много связанной с ней информации, ищу аналогии в литературе, научных работах, создаю mind map. Потом, основываясь на параметрах концепции, подготавливаю исследование визуальной части, создаю эскиз и подбираю материалы. Далее изготавливается прототип и финальное изделие. Если мы говорим о единичной вещи, то проще сделать ее самой, это дает время поэкспериментировать с реализацией. Но если проект крупный, то мне очень нравится работать в формате коллабораций: когда собираешься с коллегами, каждый из которых специалист в конкретной области, и вы соединяете свои экспертизы.

С каким материалом больше всего нравится работать?
Я использую много нетрадиционных материалов: не только пластик, но и силикон, различные полиуретаны, металл, керамику, кожу… Какой-то один выделить не могу, меня вдохновляют контрасты: представьте себе матовую шероховатую кожу и полиуретан или акриловое стекло вместе. Мне кажется, это очень красиво.

Есть ли любимый проект?
Да, он был не очень большим, но важным для меня лично. В 2016 году я участвовала в конкурсе Метрополитен-музея в Нью-Йорке, темой года была выбрана как раз технологичная мода. Я стала одним из финалистов, и мою работу временно разместили в музейной экспозиции — рядом с египетскими статуями, каждой из которых несколько тысяч лет. Это было поразительно!

Высокая мода — это лишь красивый визуал или за ним стоит что-то еще?
Можно воспринимать подиумную моду как кино или живопись, но, с другой стороны, она двигает вперед науку. Многие FashionTech-проекты реализуются в коллаборации с химиками, физиками, и в результате открывается что-то новое. Например, сейчас очень актуально выращивание кож. Есть интересный проект, где художница взяла ДНК английского дизайнера Александра МакКуина из прядки волос, которую он зашил в одном из изделий, и искусственно вырастила на ее основе кусочек кожи. После художница получила патент на использование выделенной ДНК, тем самым показав несовершенство нынешней законодательной системы: это был первый прецедент закрепления права на использование биоданных постороннего человека.

Вернувшись из Нью-Йорка в Петербург, вы основали школу — что вами двигало?
Во-первых, я очень люблю преподавать. А еще мне кажется, что формула «спрос рождает предложение» очень хорошо описывает развитие технологий. Например, всего лишь лет семь назад 3D-принтеры были редкими и дорогими, а потом люди начали ими интересоваться, и вот сейчас уже есть домашние 3D-принтеры. Думаю, если показать обществу, что технологии доступны, дать больше информации, это станет существенным шагом вперед. Чем чаще дизайнеры будут использовать технологии в своих работах, тем быстрее это станет популярным в обществе.


Фотография предоставлена Снежаной Падериной

Материал опубликован в журнале NewTone

5 мая 2020

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться  
Обложка статьи
Гостеприимный Петербург
Корреспондент журнала NewTone рассказывает об акклиматизации и способах с ней справиться